Церковь и законная власть – основа государственного порядка. Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 1903 г.
Мы, россияне, переживаем смутное время. Бывали на Руси смутные времена, но тогда было не то, что теперь. Тогда все были за Бога, все желали знать, что Ему угодно. А теперь – не то. Тогда все были за помазанника Божия и тужили, когда на время не стало царя на русской земле. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против помазанника Его. Расторгнем узы их, говорят ныне некоторые, и сбросим с себя иго их (Пс.2:3)! Расторгнем узы власти и сбросим иго Церкви, иго Христа, – слышатся гласы на улицах городов! Тогда молился народ: Господи, спаси царя! или: Господи, дай нам царя! И дал им Господь тогда Тишайшего царя. Теперь не то говорят некоторые, не того они хотят. В подпольных писаниях своих, разбрасываемых по земле, они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядка, безначалия; они замышляют разрушение храмов и обителей, расхищение церковного достояния, разграбление имуществ богатых и обещают разделить таковое босоногим, пропившимся, изленившимся, изворовавшимся. Их желание – все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги – вверху, чтобы честный человек ожидал милости из рук босяка, которого обещают сделать раздаятелем разграбленного, пока не расточится все и не настанет общая беднота.
Такое извращение порядка для людей беспорядка даже не кажется неестественным, потому что у них все, по-видимому, извратилось: они и зло называют добром, порок – добродетелью, ложь – истиною и безумие – высшей мудростью. Они так далеко зашли в своих мечтаниях, что как бы разучились уже и рассуждать здраво. Это – нравственно больные и душевно расстроенные, которые, по обычаю, не признают себя таковыми.
Какого исхода можно ожидать из всего этого? Мы, человеки, не ведаем этого – сие ведает Тот, Кто времена и лета содержит в Своей власти. Знаем только, что борьба добра и зла будет на земле до конца мира, что эта борьба усилится к концу, пред пришествием Господним. Ибо прежде сего пришествия имеет прийти на землю отец лжи: Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол, – сказано в книге Откровений будущих судеб земли (Откр.12:12). Знаем также, что в конце концов добро восторжествует над злом.
Церковь Христова, как хранительница истины, редко наслаждалась миром, но больше вела брань за истину. Она и всегда будет борима, но останется неодолимой. Придет время, когда она из состояния воинствующей перейдет в состояние торжествующей, и никогда врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
Здесь на земле она, Церковь, есть охранительница власти, от Бога учрежденной, и сама охраняется богоучрежденной властью. В этом союзе Церкви и власти заключается сила их. Когда разорван будет этот союз, когда у Церкви отнята будет союзница ее – власть или когда власть потеряет союз с Церковью, тогда явится возможность временного торжества зла над добром, тьмы над светом. Но это будет ненадолго, ибо после этого имеет быть конец всего. Это будет время, когда явится беззаконник, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фес.2:9–10). Это – тот беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2Фес.2:8). После этого настанет торжество и слава Церкви; это состояние Церкви в Откровении изображается под именем брака Агнца, когда Церковь, как невеста, явится во всем своем благолепии (Откр.19:7–9).
Мы не знаем, какое значение имеет настоящая брань представителей смуты, лжи и нечестия с Церковью как носительницей мира, истины и святости. А также никто верно не может предсказать, чем должна кончиться эта борьба людей смуты и беспорядка с богоучрежденной властью, как покровительницей мира и порядка. Считать ли это началом последней борьбы зла с добром, или же думать, что это смутное время имеет значение временное, местное и кончится тем же, чем оканчивалось прежнее смутное время на Руси, то есть большим и большим распространением на русской земле добра, правды и ведения, общественного благоустроения, всеобщего довольства, высшего развития всех отраслей государственной жизни и теснейшего единения государства с Церковью? Кто даст ответ на этот вопрос? Правда, этот ответ дан уже, но он хранится в книге судеб Седящего на престоле, запечатанной семью печатями. И, как сказано, никто не снимет этих печатей, кроме льва от колена Иудова, Который в то же время есть и Агнец, Искупитель, в руках Которого судьбы мира и Церкви (Откр.5:1–9).
Во всяком случае, любители добра, истинные сыны Церкви, верноподданные богоизбранного и боговенчанного царя помазанника должны делать все, что требует от них долг – долг их как христиан, как сынов Церкви, как верноподданных своего царя. А этот долг их обязывает Бога бояться, Церкви повиноваться, царя чтить, с мятежниками не сообщаться и быть готовыми за веру, царя и святую родину душу свою положить.