Проповеди на праздники:


Цель написания. Терминология стоицизма в Пастырских Посланиях

Цель Пастырских Посланий определяется условиями их составления. Обращённые к близким ученикам ап. Павла, они не являются столь личными, как, напр., Флм. или Послания к Македонским Церквам. Замечательно, что в обращениях всех трёх Посланий Павел отмечает своё апостольское достоинство. Это – как бы верительные грамоты, которыми он снабжает своих сотрудников. Он пишет со властью, но задача его – не догматическая, а чисто практическая, деловая. Он озабочен подготовкой себе преемников, которые возьмут на себя бремя его служения. Догматическое учение Пастырских Посланий совпадает с догматическим учением Посланий из уз. Мы отметили в своё время употребление в Пастырских Посланиях даже термина «ἐπίγνωσις» (ср. 1Тим.2:4; 2Тим.2:25, 3:7; Тит.1:1), которым ап. Павел обозначал, в конце своего служения, познание глубочайших тайн христологии. Но догматических тем ап. Павел касается в Пастырских Посланиях только мимоходом (ср., напр., 1Тим.3:16; Тит.2:13–14, 3:4–7). Вся его забота сосредоточена на практической подготовке пастырей. Неотложность этой заботы вызвана не только близким закатом Павла (ср. 2Тим.4:6–8), но и распространением гностических лжеучений (ср. 1Тим.4:1–3; Тит.3:9–11 и мн. др.). Подготовляя пастырей, ап. Павел влагает им в уста «здравое учение» (ср., напр., 1Тим.1:10; Тит.2:1), или «здравые слова» (ср., напр., 1Тим.6:3). Он считается и с новыми условиями их служения. Как уже отмечалось, Пастырские Послания пестрят терминами стоической этики (ср., напр., 1Тим.6:6; Тит.1:8). Даже такое понятие, как понятие «целомудрие», постоянно встречающееся в Пастырских Посланиях ап. Павла (см. прилагательное σώφρων и производные от него слова в 1Тим.2:9–15; 2Тим.1:7; Тит.2:4, 5), принадлежит к терминологии стоицизма. Как было отмечено выше, стоицизм был философией широких народных масс в Римской империи. Освоившись с его терминологией, по всей вероятности, в Риме, Павел стал употреблять её в своих Посланиях. Со своей стороны, и ученики его, Тимофей и Тит, выражая свои мысли на языке стоицизма, могли рассчитывать на понимание своих слушателей.


Проповеди на праздники:

Наверх