Проповеди на праздники:


Царство Божие как явление иного бытия

Учение о Царстве предполагает, во-первых, его исполнение в полноте эсхатологического12 свершения и, во-вторых, явление Мессии. В галилейской проповеди подразумевается и то, и другое. На эсхатологических темах Господь в галилейский период не останавливался, хотя о воскрешении верующих «в последний день» Он и говорил в той же оставшейся непонятой беседе о Хлебе Животном (Ин. 6:39, 40, 44, 54). Эсхатологическое свершение есть откровение иного бытия, преображение мира. В синоптической притче о закваске (Лк.13:20–21; Мф.13:33) Царство Божие понимается как иное бытие: вскисшее тесто качественно отличается от муки, в которую была вложена закваска. Правда, притча о закваске, как и связанная с нею притча о зерне горчичном (Лк.13:18–19 = Мф.13:31–32, ср.: Мк.4:30–32), отнесена в хронологии Лк. к пути Христову из Галилеи в Иерусалим. Однако можно думать, что в сознании учеников притча о закваске только прояснила то понимание Царства в его сверхмирной полноте, к которому их приводил и опыт ранних галилейских дней. В системе Мф. учение делом часто иллюстрирует учение словом. Наиболее яркий пример мы имеем в чудесах, собранных в (Мф.8–9) непосредственно после Нагорной проповеди. За приточным учением о Царстве Небесном в (Мф.13) также следуют в (Мф.14) великие чудеса насыщения пяти тысяч (Мф.14:14–22) и хождения по водам (Мф.14:23–34). В этих чудесах, осуществляющих творение новой материи и преодоление нерушимых законов природы, дано предвосхищение Царства как явления иного бытия. Можно думать, что это понимание чудес (Мф.14) не было единоличным открытием первого евангелиста. В Лк., когда двенадцать апостолов возвратились к Господу с отчетом о выполнении возложенного на них поручения, Господь удалился с ними в пустыню, и в пустыне к Нему притекли толпы народа (Лк.9:10–11). Поручение, возложенное на учеников, состояло в проповеди Царства Божия (Лк.9:2), и с народом, пришедшим к Господу, Он говорил о Царстве Божием (Лк.9:11). Нельзя не отметить, что это и были те самые пять тысяч, для которых Господь совершил умножение хлебов (Лк.9:12–17). Связь между учением о Царстве и чудом насыщения едва ли случайная. Можно думать, что ученики ее почувствовали тотчас. В Евангелии она не подчеркнута. И тем не менее, учение о Царстве Божием в полноте эсхатологического свершения, как об ином бытии, несомненно, подразумевается в галилейской проповеди Христовой. Иное бытие в исполнении Царства есть то крещение Духом Святым и огнем – переплавление в огне, в котором Предтеча Иоанн пророчески постигал Божественное дело Грядущего Mecсии (Мф.3:11 = Лк.3:16).


Проповеди на праздники:

Наверх