Проповеди на праздники:


Царское служение. Слово на день Восшествия на прародительский Всеросийский Престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. 1902г.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец говорит Господь, Который есть, и был и грядет, Вседержитель... Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр.1:8,10)

Всякий раз, когда заходит речь о державе царствующих особ на нашей земной планете, естественно приходишь к мысли о Едином Вседержителе, – содержащем рукою всесильною в постоянном нерушимом прекрасном чине все бесчисленные миры, пред которыми наша земля одна точка.

Сегодня праздничное торжество Русской Державы; сегодня Россия и Российская Церковь празднуют восшествие на престол Венценосного Главы государства – и Царь со своими бесчисленными подданными благодарит и славит Единого Вседержителя, Царя и Владыку Бога, делающего участниками Своей державы царей земных. Дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго, говорит премудрый Соломон.

Альфа и Омега, начало и конец всего видимого, стихийного, преходящего, – как и всех царств и царей земных, каждой личности, – Первый и Последний, имеющий положить некогда конец всем земным царствам и Сам Един восприять царство и быть вся во всех – есть Господь Вседержитель, Который есть и был и грядет, превечный Бог.

Празднуя восшествие на всероссийский, прародительский престол благополучно царствующего уже семь лет Государя, невольно задаемся мыслью о величайшей важности и трудности Царского служения, о тяжком бремени, подъемлемом царями земными на рамена свои, особенно – Царем всей необъятной России. Сколько народов вручил Господь одному царствующему Лицу, подчинив их одной державе! Сколько в одном государстве разнообразных верований, нравов, обычаев, потребностей; сколько частей управления, нужд самых разнообразных, – неизбежных на земле всяческих бедствий – болезней, неурожаев, голодовок, пожаров, или наводнений, неурядиц, смятений, племенной закоренелой вражды между племенами и народностями! О всех бедствиях или нестроениях болит Его сердце.

Сколько нужно Ему избранных и верных помощников, которые пеклись бы искренно, неусыпно и самоотверженно о благе всех Его подданных.

Сколько заботы о достоинстве, безопасности и охране отечества от врагов внешних, а иногда и внутренних; о поддержании соответственно величине и пространству России – высоты военной эрудиции и храбрости воинства, о точном отправлении правосудия, – о правильном течении жизни всех сословий Государства, – о народном просвещении, о развитии путей сообщения, искусств, промышленности, торговли, обусловливающих общее благосостояние и довольство; о призрении и защите вдов и сирот, – о мире и возможно справедливом удовлетворении подданных всех племен, входящих в состав великого Государственного тела.

А сколько заботы о поддержании добрых отношений ко всем соседним Государствам, – о возможном мире со всеми ими, или о защите своих прав, нарушаемых ими к вреду отечества, как было в прошедшую Китайскую войну.

Так тяжела держава Царя, и нет большей ответственности перед Богом, как ответственность Царя: все ли благополучно в Государстве; на все ли обращено должное внимание,  на все ли племена и народы, на все ли отрасли управления; всем ли воздано должное; всем ли дано должное или возможное удовлетворение? Не бедствует ли какой край или народ или сословие от неправосудия, или от вредного влияния стихий, или от другого чего?

О всех и о всем печется Царь, как общий всех отец и попечитель. А потому подданные обязаны Его искренно любить, Ему и властям, от Него поставленным, охотно повиноваться, за Него молиться и каждый – на своем месте и в своем звании – умножать данные Богом таланты, трудиться для своего и общего блага. Все должны, находясь под державою Царя земного, благоговеть перед державою Господа Вседержителя, поставляющего народам, для их блага и благоденствия, царей земных, умножать и укреплять веру в Бога, любовь и благодарении к Нему, любовь взаимную, правду и милость к ближним, – и достигать вечного гражданства на небесах, где все избранные будут вечно радоваться и торжествовать под единою державою Единого Бога и Царя. Аминь.

Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев).  Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.


Проповеди на праздники:

Наверх