Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие

Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие

Много между нами богатых, много и бедных, и это неудивительно; но вот что замечания достойно: иной всю жизнь свою трудится, – работает, мучится день и ночь, а все у него и работа не спорится и, при всех усилиях, он из нужды выбиться не может; а другой и меньше его знает по работе, и меньше трудится, а все и больше добывает его, и счастье и довольство так и текут к нему. – Отчего это? Да, в некоторых случаях, конечно, и понять это трудно; но в иных дело просто объясняется.

Два клирика, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену; содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Этот без нужды, с помощью Божьею, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому, и раз с гневом сказал ему: «Откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тружусь тебя, а все-таки обнищал. Отчего так?» Первый и говорит ему: «Я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. И если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото, делить с тобою пополам». Бедный клирик поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда никакого золота на дороге и не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: «Видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей, и тебя как обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам, и они оправдались на мне. А если я и сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, чрез хождение в церковь, оба мы: и ты, и я, приобрели все нужное нам».

Этот пример во многих случаях объяснит нам причину того, что одни и много трудятся, но никак не выбьются из нужды, а другие и при меньшем труде благоденствуют. Первые надеются на свои силы, а последние – на Бога; первые без благословения Божия трудятся, а эти каждый день за правило считают испрашивать оное. Да, справедливо говорит слово Божие: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1–2). И учит наоборот, что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Римл. 8, 28). Значит, и нужно понять из сего, как важна и необходима помощь Божия в наших трудах, и всегда молитвою испрашивать ее. Истина известная: когда кого Бог благословит, все у того хорошо будет; не благословит – сколько ты ни трудись, сколько ни работай, только себя изгубишь, а пользы не получишь. Аминь

Проповеди на праздники:

Наверх