Трудами и усилиями князя Даниила
На жизни вспоминаемого ныне благоверного князя Даниила исполнились слова Владыки Христа, Который сказал, что Царство Небесное силою берется и употребляющие усилия восхищают его. До сих пор Царство Небесное приобретается усилиями, и наследуют его те, кто много потрудился в жизни ради спасения.
Но как же, скажете вы, исполнил князь заповедь Христову, как в жизни своей прилагал усилия к этому? Если посмотрим мы, как он стремился выполнить заповеди, если возьмем первую заповедь – о блаженстве нищих духом, то есть смиренных, о кротости, о плаче покаянном, об алкании правды, – то увидим, что ради исполнения их святой Даниил всю жизнь провел в усилиях; она полна была трудов и скорбей. От Бога зависит спасение человека. Бог Сам, как говорил блаженный Павел, располагает спасение так: Он призывает человека прежде всего словом или событиями жизни, действует на сердце человека; и когда человек услышит о Боге, увидит жизнь свою, когда познает цену жизни, разберется, то у него появляется жажда спасения – он уже в дело претворяет то, о чем раньше думал, а тут уже и Господь на помощь приходит, помогает человеку в трудах его. И если мы посмотрим, как слагалась жизнь князя Даниила, как он с помощью Бога слова и события жизни обращал в живое дело, как он приобретал смирение, кротость и плач, как алкал правды, то жизнь его представится нам в таком виде.
Князь Даниил остался двухлетним ребенком после смерти своего отца, князя Александра Невского. Надо сказать, что благоверный князь Даниил был сыном от второго брака. Вторая жена [Александра Невского] причтена к лику святых, как и первая его супруга, и дочь их Евдокия, – они все почивают в кафедральном соборе, вся семья, кроме сыновей Дмитрия и Андрея, всю жизнь проведших в междоусобных войнах. Рано оставшись сиротой, Даниил, испытывая все тяжести жизни, усилиями приобретал смирение. Он рано осознал непрочность жизни, познал цену всей пышности, богатства и славы и рано проникся мыслью, что жизнь сама по себе не имеет ценности, что прежде всего нужно созидать богатство духовное. И ради этого он, когда возрос, довольствовался одним маленьким городком Москвой, который достался ему после отца. В то время как братья его проводили жизнь во вражде, стремясь увеличить свои владения и возвыситься перед другими, Даниил не расширял своих владений, не хотел славы и смиренно правил в своем маленьком городке. А Господь, смотрите, как возвысил его, как вырос его город, – больше двух миллионов жителей теперь в Москве, и, хотя теперь и не признают его верховенства, он до сих пор духовный господин города, его правитель, ибо исполняются слова Христа, что Он смиренных возвышает. Затем посмотрите, как приобретал Даниил плач о грехах. Он княжеские пышные одежды променял на монашескую мантию, как пелось вчера: «Одел себя плащаницею погребальною».
Человек истинно смиряет себя, когда все в жизни принимает с благодарением. Также нужно приобретать нам и кротость. Для этого всепрощение обид нужно нам, укорение себя, когда мы просим прощения. Мы, когда просим прощения, поклонимся только, а часто в этом поклоне нет искреннего прошения. Но нужно не только внешнее соблюдать, а необходимо в сердце уколоть себя: «Я виноват, я дерзкий», – и никого не винить. Если не сейчас, то раньше был виноват; ясно осознать себя виноватым, тогда и прошение будет искренним, и в душе будет зарождаться чувство кротости, а Бог за эти усилия пошлет нам дух истинного незлобия. Тогда ко всем будет уважение, кроткое, доброе отношение, во всяком человеке увидишь брата, почувствуешь, что жестоко обижать его, и не будешь обижать.
Потом надобно нам стяжать плач о грехах своих. Для этого не должно осуждать других. Ведь обычно мы осуждаем только других. По слову Макария Оптинского, глаза у нас завалены бревнами, а когда человек других осуждает, значит, он себя ставит выше, у такого человека и сокрушения нет. А если человек не кается, не плачет, он горд. Поэтому, чтобы нам стяжать плач покаяния, необходимо приобрести неосуждение, как бы ни было это тяжело. А для этого нужно помнить жизнь свою, какая она грешная, помнить, как мы оскорбляем Господа своего; от этого будет рождаться в душе дух истинного сокрушения, дух плача – душа заплачет, закричит о помощи, о помиловании. Апостол Петр какой был столп веры, а всегда плакал. Почему? Да потому, что живую жизнь свою постоянно имел пред очами и всегда помнил о ней. Так и нам нужно поступать – не других осуждать, а на себя смотреть, и, когда мы будем видеть собственную бездну грехов, тогда у нас появится сокрушение, тогда мы будем с плачем обращаться ко Господу и просить Его о прощении.
И, наконец, нужно нам алкать и жаждать правды, а для этого нужны также усилия. Вот хотя бы, когда молимся, трудно нам, а нужно заставить себя, чтобы как-нибудь обогатить душу свою, как-нибудь привлечь ее к Источнику Сил и Света. И на первое время нужно хотя бы внешнее соблюдать – поклоны положить, а потом Господь, видя желание человека, подаст и дух молитвы и благодатью Своею подействует на душу. Или о вере в промысл Божий. Нужно надеяться всегда только на Бога. Положим, человек говорит: «Я поищу побольше друзей, они мне помогут в черный день», но это не так – никто не поможет человеку в горе, забудут, охладеют друзья. А вот если человек станет другом Господа, как и Он сказал: «Вы друзи мои», если он будет ко Господу прибегать и Господу все открывать – тогда человек не останется одиноким, и Бог всегда будет ему помощником, другом неизменным. И тогда душа будет насыщаться нетленным богатством благодати, пищей Христа, ибо Бог сказал Сам, что насытятся все алчущие правды.
Так что должны мы делать, чтобы наследовать Царство Небесное? Чтобы стяжать смирение, нужно скорби принимать с благодарением; чтобы стяжать кротость, нужно укорять себя в обидах и, хотя не виноваты, первыми просить прощения! Чтобы иметь плач, нужно не судить других, и чтобы искать правду, надобно потрудиться в молитве, сначала принося даже внешнее Господу – поклоны, правила.
Потрудимся же, пока есть еще силы, пока не захлопнулась перед нами гробовая крышка, потому что ничто уж тогда не поможет человеку, когда бездыханным будет лежать в земле. Будем трудиться – и Господь примет нас, ибо и над нами тогда исполнятся слова Христа, что Царство Небесное силою берется и только употребляющие усилия восхищают его. Аминь.