Тринадцатый день. Св. муч. Акилина

(Уроки из ее жизни: любовь к молитве и терпение суть великие добродетели христианина).

I. Рано созрела для высшего духовного подвига душа двенадцатилетней св. муч. Акилины, память коей совершается ныне, подготовленной к подвигу христианским воспитанием, которое она получила от своих родителей (живших в III-м столетии в Финикийском городе Библосе или Вивлосе). Достойный плод принесли внушения христианския, которыми поспешили боголюбивые люди прежде всего напитать душу дитяти своего с самого раннего возраста. И благо им, что не пренебрегли они этим святым делом, не откладывали его до неизвестных будущих дней. Они скончались, но десятилетняя их сирота успела уже восприять в душу свою веру Христову, залог жизни бессмертной, залог и соединения с родителями в вечном Божием царстве...

Итак, десяти лет от роду Акилина осталась сиротою. Хотя и жила она в городе, где было уже не мало христиан в конце III-го столетия, но между ее подругами многия были детьми язычников. Акилина, хорошо помнившая наставления своей матери, была внимательна и усердна к исполнению их; «особенно любила она молиться Богу», любовь к Которому мать умела вкоренить в ее сердце с первым пробудившимся в нем сознанием. Можно себе представить, как поражена была молодая христианка, когда узнала, что подруги ее не знают истинного Бога, что им внушается боготворение идолов. Она старалась убедить их в ложности такого почитания; она постоянно говорила им о Том Боге, Которому сама научена была поклоняться, и о христианском учении, в котором возростили ее ее родители...

Между тем в это время (293 г.) происходило жестокое гонение на христиан. Однажды, услыхав разговор Акилины с ее подругами о Христе, один язычник, находившийся на службе у римского правителя, донес ему на Акилину, которой тогда было 12 лет. Правитель (Волузиан) призвал к себе Акилину и потребовал от нея принести жертву богам, грозя ей мучениями, если она не исполнит его воли. Но она решительно отказалась. Вразумленная свыше, она с не детским разумом опровергала поклонение идолам.

– Но где же твой Бог, Акилина! что же Он нейдет избавить тебя? спрашивал правитель молодую исповедницу в то время, когда уже она была предана истязаниям...

– Мой Бог со мною, Христос Избавитель. «Это Он посылает мне терпение... и чем больше ты будешь мучить меня, тем более Он даст мне терпения и силы..». отвечала мученица. И с не детскою твердостию продолжала переносить страшные мучения, среди которых, наконец, в изнеможении упала на землю. Полагая, что она умерла, ее вынесли за город. Ночью, чудно исцеленная от ран, Акилина стала благодарить Бога и молила Его, чтобы Он послал ей скорый конец. Встав, она пошла в город и утром явилась в дом правителя.

Объяснив это чудо волшебством, которое вообще приписывалось христианам, правитель велел предать смерти Акилину. Но не успели довести мученицу до места казни, как она, среди молитвы, мирно предала свою душу Богу...

II. Св. мучен. Акилина преподает нам, братия, два урока для подражания ей: это любовь к молитве и дивное терпение скорбей, которыми она украсилась, будучи только 12 лет.

а) Молитва – это благоговейное и сладостное возношение ума и сердца к Богу, не всем известна, как должно: Иные не находят в ней не только никакого духовного услаждения, но даже испытывают скуку во время святого краткого молитвословия, утром и вечером. Для других же, напр. святых, молитвенное бодрствование в продолжение большей части дня есть величайшее наслаждение для их боголюбивой души. Но этот чудный дар им дается не сразу, а после многих трудов.

«Молитва, говорит современный, недавно почивший в Бозе наставник в духовной жизни (епископ Феофан тамбовский), не есть какое-либо однократное, прерывчатое действие, а есть состояние духа постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца. Надо трудиться в молитве неутомимо, ревностно домогаясь достигнуть, как обетованной земли, горения духа, при трезвенном внимании к Богу. Трудись в молитве, и молись обо всем, молись паче всего об этом высшем пределе молитвы – горении духа, и верно получишь искомое».

«Не подумайте, что тут разумеется какое-либо недосягаемое для людей житейских состояние: нет, – оно, конечно, есть высокое состояние, но достижимо для всех. Ведь всякий иногда чувствует, во время молитвы, приливы теплоты и усердия, когда душа, отрешаясь от всего, глубоко входит в себя и горячо молится Богу. Вот это-то, по временам бывающее, как бы наитие духа молитвенного и надо довести до постоянного состояния, – тогда будет достигнут предел молитвы».

"Средство к этому – труд молитвенный. Когда трут дерево об дерево, – они согреваются и дают огонь. Так, когда и душу тереть в труде молитвенном, она даст, наконец, огонь молитвенный. Труд молитвенный составляет должное совершение молитвы, со вниманием и чувством, благоговейное совершение обычных молитвословий, обучение души возноситься к Богу чрез богомыслие, обращение всего во славу Божию и частыя взывания к Богу из сердца».

«Молимся мы утром и вечером: но расстояние между утром и вечером – большое. Если только в это время обращаться к Богу, то хоть бы кто и усердно молился, – днем и ночью опять рассеется, и к молитвенному времени душа опять станет холодна и пуста, как прежде. Пусть и опять усердно помолишься; но если опять охолодеешь и рассеешься, – так что пользы? Это будет значить – созидать да разорять, созидать да разорять: только труд один. Если же мы положим себе законом – не только утром и вечером совершать со вниманием и чувством правило молитвенное, но и кроме того еще упражняться ежедневно в богомыслии, каждое дело свое обращать во славу Божию и часто взывать к Богу из сердца краткими молитвенными словами, напр.: «Господи И. Христе, Сыне Божий, молитв ради пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй мя», то этот долгий промежуток, от утренней до вечерней молитвы, и обратно, мы наполним частыми к Богу обращениями, частыми молитвенными действиями. Хоть это и не будет непрестанная молитва, но молитва очень часто повторяемая, которая чем чаще будет повторяться, тем ближе будет подходить к непрестанной». (Слова преосвящ. Феофана, еписк. тамбовск.).

б) Другой урок из жизни св. муч. Акилины тот, что христианин по примеру сей мученицы, претерпевшей за Христа и в самом юном возрасте страшные мучения, должен переносить их с тем терпением, которым украшена ныне прославляемая св. мученица. «Чем больше будешь ты меня мучить за Христа Избавителя, отвечала она своему мучителю, тем более Он даст мне терпения и силы». Вот где получила св. мученица дивную силу для своего терпения; вот от Кого она ожидала награды за свое терпение.

Св. отцы и учители церкви не находят слов к достойному восхвалению добродетели терпения. Так, один из древних учителей церкви вот как изображал силу и значение христ. добродетели терпения. «Бог – говорит он; надежная порука нам в терпении. Если ты доверишь Его власти испытанную тобою неправду, – Он отмститель ея; если ты предаешь в руки Его причиненный тебе вред – Он вознаградитель; если печаль – Он уврачеватель; если смерть – Он воскреситель жизни. И как велик простор для терпения – сделать Бога должником своим! Ибо терпение внимательно следит за всем, что приятно Богу, и неуклонно шествует за всеми заповедями Его. Терпение укрепляет веру, управляет миром, споспешествует любви, научает скромности, выжидает раскаяния, налагает печать исповедания, укрепляет плоть, сохраняет дух, обуздывает язык, останавливает руку, простертую для насилия, попирает искушения, отгоняет соблазны; оно делает совершенным мученичество, утешает беднаго, научает умеренности богача, сокращает время для больного, и здорового не утомляет. Оно увеселяет верующаго, привлекает к вере язычника, слугу делает приятным для господина, а господина для Бога. Терпение укрепляет женщину и делает совершенным мужа; оно любезно в отроке, похвально в юноше, достойно удивления в старце. Вообще, во всяком поле и во всяком возрасте оно похвально». (Тертуллиан в соч. «О терпении»).

III. Бог, богатый милостями Своими, да поможет нам, по молитвам св. муч. Акилины, приобресть дар молитвы и христианское терпение, без которых нельзя достигнуть царствия Божия. Аминь.

                                                                                                                                                                                                            19 июня 1896 г.





Наверх