Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник

Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник

(Без любви кь ближнему не спасешься).

I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом которого находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения, – причем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости.

II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшегося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься.

Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст: «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; несмотря на это, ты ничего важного не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.

а) Великие и славные ветхозаветные мужи всего более об этом заботились. Рассмотри со вниманием жизнь их, и ты увидишь, что все они старались только о пользе ближняго, оставляя без внимания свои собственные выгоды, – за что особенно и прославились.

Моисей, например, много совершил чудес и знамений: но ничто не сделало его так великим, как тот приснопамятный глас, коим он взывал к Богу: аще оставиши им грех их, остави; аще ли же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал есмь.

Так говорит и Давид: аз еси пастырь, зло сотворивый, а сии овцы что сотвориша? Да будет рука Твоя на мне и на дому отца моего.

Подобно сему и Авраам, ради пользы ближняго, отказываясь от собственных выгод, подвергал себя для того различным бедствиям, и молил Бога о людях, совершенно для него чужих. Вот почему прославились сии святые мужи! Смотри же какой вред понесли те, кои заботились единственно о своих выгодах.

Так, племянник Авраама, когда услышал от него: аще ты на десно, аз налево (Быт.13:9), и когда, получив землю по выбору, начал искать там только своей пользы, то не только не нашел ея, но и сам едва не сгорел вместе с землею, на которой жил, между тем как земля Авраамова осталась неприкосновенною.

Так и Иона (пророк), пока пренебрегал пользой ближних для своей собственной, то подвергался опасности погибнуть (ибо в то время, когда город Ниневия устоял, он обуревался волнами и погружен был в море); когда же стал искать пользы других, нашел и свою.

Равным образом и Иаков, за то, что не искал собственной пользы в стадах, приобрел великое богатство.

Подобно им, наконец, и Иосиф, так как заботился о пользе своих братий, то нашел вместе и свою пользу. Ибо когда отец его посылал к братьям, то он не говорил ему: «к чему это? Разве ты не знаешь, что они готовы растерзать меня за мои сновидения, что я стал в глазах их преступником за истолкование снов и виновным за любовь твою ко мне? Чего же они со мной не сделают, когда схватят меня в поле?» Иосиф не только не сказал, но и не подумал даже ничего подобнаго, поставляя услугу братьям выше своей безопасности. Не велики ли все эти поступки?

Но дела ап. Павла еще превосходнее. Все поименованные праведники, пренебрегавшие собственными выгодами, только участвовали в злоключениях вместе с другими; но Павел сделал гораздо больше: он не только страдал вместе с другими, но и решился подвергнуться крайним бедствиям один, дабы других соделать счастливыми. Отказаться же самому от счастия, чтобы страдать с другими, и страдать одному только для блага и безопасности других – не одно и то же. В первом случае хотя и много значит перемена собственного благополучия на злополучие в пользу ближняго, но здесь доставляет некоторое утешение, что имеешь участников в несчастии: а решиться для блага других одному только на все скорби и лишения – это свойственно только душе чрезвычайно мужественной, душе – Павловой. Этого мало: апостол превзошел всех, о коих мы упоминали выше, не только сим, но и другим, еще важнейшим преимуществом. Так, Авраам и другие святые мужи подвергались бедствиям одной настоящей жизни и все решались умереть только временною смертию: напротив Павел, для спасения других, желал лишиться славы будущей. Я могу представить тебе и третье его преимущество? Какое? То, что многие, хотя и защищали своих ближних от притеснений, но защищали их потому, что они вверены были их смотрению: следовательно, они делали то же, что сделал бы и отец, который должен защищать своего сына, не смотря даже на его порочность и развращение. Между тем Павел желал быть отлученным от наследия жизни вечной за тех, кои не были вверены его попечению: ибо он послан был к язычникам. Постигаешь ли теперь величие души апостола и высоту его мыслей, превышающую самое небо? Подражайте же ему с ревностию:, а если не можешь подражать ему, то подражай, по крайней мере, представленным от нас ветхозаветиым праведникам. Ибо и ты тогда только найдешь свою пользу, когда будешь искать пользы ближняго. Если же ты ленишься прилагать попечение о брате, то не забудь, что иначе и спастись не можешь, а потому старайся о нем и о делах его хотя для себя самого.

б) Но ты, может быть, желаешь убедиться в этом примерами, взятыми из круга вещей обыкновенных? Представь же себе, что загорелся чей-нибудь дом, и соседи, заботясь только о себе самих, вместо того, чтобы поспешить на помощь ближнему, не только не сделали этого, но еще из опасения, чтобы кто-нибудь, в отсутствии их, не произвел у них похищения, запершись, остались бы дома: как бы они были за это наказаны! Огонь, распространившись, сожег бы все их имущество, и они лишились бы своих выгод за то, что не позаботились о выгоде ближняго. Бог, желая соединить между собою всех людей, подчинил все дела наши такой необходимости, что с пользой одного связана польза другого, и этим-то поддерживается весь порядок мира.

Так если бы кормчий, во время бури, презрев безопасность плывущих с ним, начал заботиться о безопасности собственной, то он вдруг погубил бы и себя, и других.

Да и прочия искусства, если бы имели в виду только собственные выгоды, то – ни наша жизнь, ни даже они сами не могли бы устоять. Поэтому и земледелец такое сеет количество хлеба, какое было бы достаточно не для него только одного, потому что иначе он давно погубил бы и себя и других, но при посеве всегда имеет в виду пользу и людей сторонних.

Также и воин не для того на войне подвергается опасностям, чтобы спасти одного себя, но чтобы доставить безопасность целым обществам.

Подобно и промышленник столько старается добыть товаров, чтобы достало и для него, и для многих других.

Мне скажут: «каждый поступает таким образом потому, что имеет в виду свою пользу, а не мою: ведь каждый старается или для денег, или для славы и безопасности, а потому, заботясь о собственных выгодах, он ненамеренно вместе с этим доставляет их и мне». Но то же самое могу сказать и я, и давно желал бы слышать от других; да и слово это составлено мною для того единственно, дабы показать, что ближний твой тогда только находит свою пользу, когда имеет в виду и твою. Люди никогда не стали бы искать выгод ближняго, если бы не были принуждены к тому необходимостью: вот поэтому Бог и устроил все так, что не иначе можно достигнуть своей пользы, как только при посредстве выгод, доставляемых другим. Правда, что и такое уже содействие пользе ближняго будет делом человеколюбия: но к этому должно побуждать нас не одно только человеколюбие, а вместе и желание угодить тем Богу. Ибо кто сего не имеет, тот не только спастись не может, но хотябы он занимался самым высоким любомудрием и пренебрегал все преходящее, – не будет иметь однакож никакого дерзновения пред Богом. Из чего это видно? Из следующих слов блаженного Павла: аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сожещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1Кор.13:3). Видишь ли, чего он от нас требует? Хотя бы раздавший свое имение искал не своей пользы, а ближняго: но сего, говорит, недовольно, а желает, чтобы мы поступали в таком случае с искренностию и великим состраданием. Ибо Бог для того и заповедал это, чтобы привесть нас в союз любви. Если же Он в деле человеколюбия требует от нас такой великой меры, а между тем мы не исполняем оного и в меньшей: то чем мы оправдимся пред Ним?» (Из 25 беседы св. I. Злат. на 1 Кор.).

III. Господи I. Христе, Сыне Божий! Не хотящий ничьей погибели, но желающий всем спастись, даруй нам любовь к нашим ближним, дабы нам быть истинными учениками Твоими и быть узнанными Тобой на Твоем страшном суде, когда Ты всем милосердым скажешь: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира. Аминь.

                                                                                                                                                                                                        19 сентября 1896 г



Наверх