Тридцатый день. Св. ап. Иаков, брат св. Иоанна Богослова

(О том, что значит следовать за И. Христом).

I. Святый Иаков, память коего совершается ныне, был брат любимого ученика Христова, Иоанна; отец их назывался Зеведеем, и мать Саломия принадлежала к числу первых женщин, которые уверовали во I. Христа и приняли учение Его. Оба брата были рыбаки. Однажды они сидели в лодках и чинили сети; проходивший мимо Спаситель подозвал их и велел им следовать за Собою. С тех пор они совершенно оставили прежния занятия и неотлучно следовали за Спасителем. Они видели преображение Господне на горе Фаворской, и воскрешение дочери Иаира, и были в саду Гефсиманском вместе с Спасителем во время Его молитвы пред страданиями. Господь дал им обоим имя «Воанергес», что значит «сыны громовы». Иаков, по вознесении Спасителя, проповедывал с другими апостолами, был заключен в темницу и первый из 12-ти, по повелению Ирода Агриппы, принял смерть за исповедание имени Христова. Когда его судили, воин, приведший его на суд, был поражен его мужественным спокойствием, уверился в его невинности и обратился ко Христу. К удивлению всех присутствовавших, воин этот, которого звали Иосией, во всеуслышание исповедал имя Христово. Он тут же был осужден на смерть. Пришедши на место казни, он просил прощения у Иакова и объявил ему, что был в числе его обвинителей. Святый апостол обнял его и сказал ему: «мир тебе!» Потом они вместе были обезглавлены. Это было чрез 10 лет после вознесения Христова.

II. Мы видели, возлюбленные братие, что св. апостол Иаков с братом своим Иоанном тотчас оставил отца своего, свои занятия, и последовал за И. Христом, лишь только Он пригласил его следовать за Собою. Пример св. апостола Иакова, так охотно и радостно последовавшего за И. Христом, побуждает и нас, братие, с тою же охотою и радостью идти и следовать за И. Христом, дабы наследовать жизнь вечную.

Но что значит идти за Христом и последовать Ему?

Значит во всей жизни и делах своих подражать Ему, как высочайшему образцу и примеру истинно святой и богоугодной жизни, жить и действовать так, как жил и действовал на земле Сам Господь Иисус Христос.

а) Он полагал всю цель Своей жизни в исполнении воли Отца Своего, в совершении дела, которое предал Ему Отец: «Мое брашно есть, да сотворю волю пославшего Мя Отца и совершу дело Его». Так поступает и истинный ученик Христов: во всем и всегда он старается благоугождать Господу, исполнять Его святую волю, поступать по Его заповедям, не испытывая, почему что-либо повелевается и для чего то и другое запрещается. Скорее и охотнее он согласится лишиться всего и самой жизни, нежели преступить заповедь Божию. Каких почестей и сокровищ ни предлагали св. мученикам, какими ни истязали их муками, чтобы склонить их, хотя наружно и для вида, оставаясь в душе христианами, принести жертву идолам; но они готовы были лучше претерпеть все мучения, испытать тысячу смертей, нежели преступить, хотя притворно, первую заповедь Божию – служить и поклоняться единому истинному Богу, Творцу неба и земли.

б) Господь I. Христос был милосерд и сострадателен ко всем, прощал согрешающих, питал алчущих, исцелял страждущих, призывал к упокоению всех труждающихся и обремененных. Так поступает и истинный последователь Христов: он прощает согрешающему пред ним брату своему до седмидесяти крат седмерицею, подает просящему у него, что имеет, питает во имя Христово алчущаго, напояет жаждущаго, одевает наготующаго, приемлет в дом свой сираго, успокаивает страннаго, утешает страждущаго, подкрепляет советом своим падающаго, помогает болящему, посещает в темнице томящегося, готов разделить с нуждающимся братом своим все – до последней срачицы и до последняго куска хлеба.

в) Господь Иисус Христос, будучи бесстрастен и всесовершен по естеству, постился четыредесять дней в пустыне, посвящал время ночи молитве ко Отцу Своему, а в последнюю ночь пребывания Своего на земле молился до кровавого пота. Так поступает и истинный ученик Христов: он смиряет плоть свою, угашает страсти свои постом и воздержанием, приучает себя к строгой умеренности во всем, ведая, что «царствие Божие несть пища и питие, но мир и радость о Дусе Святе», поминая страшное слово Господне: «горе вам насыщеннии ныне, яко взалчете, горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете». Он укрепляет дух свой и освящет все дела свои молитвою, «молящеся на всяко время духом», посвящая уединенной молитве к Отцу небесному то время, когда другие или покоятся на ложах своих, или веселятся веселием плотским.

г) Господь Иисус Христос во все установленные законом праздники приходил из Галилеи в Иерусалим в храм Божий, чтобы там молиться, учить и благодетельствовать. Так и последователь Христов посвящает святые дни праздников Господних Господу Богу своему: оставляя все дела свои, приходит в храм Божий, чтобы здесь принести Господу жертвы хвалы и благодарения за все благодеяния Его и испросить Его святое благословение на все дела и труды свои. Но и в дому своем он проводит святые дни Господни в молитве и благоговейном размышлении о делах Божиих, в поучении Слову Божию, в благотворении своим ближним.

д) Господь Иисус Христос терпел безчисленные наветы и козни, преследования и гонения, истязания и муки от врагов Своих, не преставая благодетельствовать им, плакал об отвергшем Его и предавшем Его на смерть народе, молился за распинавших Его на кресте.

Так поступает и истинный ученик Христов. «Он любит и врагов своих, добро творит ненавидящим» его, «благословляет кленущих» его, «и молится за творящих» ему «напасть, не воздавая злом за зло, но промышляя добрая ко всем». Кто таким образом подражает во всем Господу И. Христу, имея непрестанно пред очами высочайший пример Его святейшей жизни, тот очевидно, идет во след Господа, и придет несомненно туда, «идеже есть Христос одесную Бога седя. Аще кто Мне служит», говорит Сам Господь, «Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет».

III. Видите-ль как, и не оставляя ни дома, ни сродства своего, ни обыкновенных дел и занятий своих, можно последовать за Христом, быть всегда с Ним и служить Ему. Не подумайте, чтобы от этого пострадали сколько-нибудь ваши земные дела, чтобы последовало какое-либо важное упущение и ущерб в вашем хозяйстве, когда будете помышлять только о том, «како угодити Господеви», думать только о небе, искать только царствия небеснаго. Напротив, тогда-то именно все житейские дела ваши примут правильный и благоуспешный ход, все труды ваши сопровождаться будут благословенным успехом, все занятия ваши, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословением свыше, примут богоприятный вид богобоязненного исполнения воли Божией. Аминь.

                                                                                                                                                                                                              6 мая 1896 г



Наверх