Тридцать первый день. Святый праведный Евдоким
(О средствах к сохранению целомудрия).
I. Св. Евдоким, память коего совершается ныне, родился в девятом веке в Коппадокии от родителей благочестивых Василия и Евдокии. Благочестивые родители и сына обучили благочестию. Он был воином, но любимым его занятием были: пост, молитва, чтение священных книг, самая усердная помощь нищим, вдовам и сиротам. Пламенея любовию к Богу, он возжелал высшего совершенства в духовной жизни – и дал пред Богом обет целомудрия. Целомудрие его простиралось до того, что он избегал даже разговоров с женщинами. Из женщин с одною материю только вел он беседу. Таким строгим образом поведения своего он сделался известен императору Феофану, который назначил его полководцем в харсианскую область. Новое высокое место службы не изменило доброго благочестивого направления в Евдокиме, – он еще более преуспевал в христианских подвигах. Но не долго он прожил на земле, и едва исполнилось ему 33 года, как он мирно предал душу свою Богу. За святость жизни Господь по смерти прославил праведного Евдокима чудесами, а тело его нетлением. Слава о чудесах достигла и Константинополя, где жили и были еще живы родители его. Мать отправилась на место погребения тела его – в харсианскую область, и хотела мощи сына перенести в столицу, но жалко было с таким сокровищем расставаться жителям того места, и они не отдали св. мощей. Впрочем не надолго могли удержать их у себя. Прошло несколько времени и мощи праведного Евдокима были все-таки перенесены в Константинополь еще при жизни родителей его, которые устроили храм в честь Пресвятой Богородицы, куда и поставили мощи сына, в раке окованной серебром. Эти св. мощи спустя 300 лет видел бывший в Константинополе наш русский путешественник Антоний, который между прочими достопримечательностями упоминает и о мощах правед. Евдокима, которые видел своими глазами и о которых говорил, что праведник лежит в серебряном гробе, как живой.
II. Таковы плоды христианского целомудрия! Целомудрие великая добродетель. Соблюдение души и тела в чистоте – это подвиг достойный великой награды, – это жертва самая благоприятная Христу, Который есть чище солнца и светлее всякого света. Счастлив, кто стяжал эту добродетель! Какие же средства к сохранению целомудрия?
а) Во-первых, сознание, что целомудрие угодно Богу и приближает к Нему всех соблюдающих эту добродетель. «Кто вы такия?» спросил св. Григорий Богослов, увидавши во сне двух дев необыкновенной красоты, которые выражали к нему самую чистую и горячую любовь. «Одна из нас «чистота», а другая «целомудрие»« – отвечали оне, – «мы предстоим Царю Христу и услаждаемся красотами небесных девственников». Видите, как близки к Богу в той жизни целомудренные. Все жаждавшие истинного благочестия стремились прежде всего к целомудрию. Вот почему все святые были непременно целомудренные. Они понимали, что служитель чистейшего и святейшего Бога должен быть непременно чист и по душе, и по телу, тогда только он и будет достойным служителем Его. Они понимали, что в царство небесное «ничто нечистое внити не может», почему и заботились прежде всего о чистоте.
б) Второе средство к сохранению целомудрия состоит в подражании святым, которые готовы были на всякие жертвы, чтобы сохранить свое целомудрие. Они нередко со всеми радостями жизни расставались, чтобы соблюсти себя в чистоте.
«Преп. Алексий, Божий человек», для этого скрывается из дома в ночь после брака своего, оставляет молодую жену, родителей, богатство, славу, роскошь, негу. Другие даже жизнию жертвовали, чтобы сохранить свое целомудрие, остаться чистыми по душе и по телу.
«Святая мученица Потамиена» решилась лучше быть брошенною в котел кипящий смолой, чем отдаться в руки и склониться на обольщения язычника господина своего, у которого она была рабою. А другая мученица, замужняя христианская женщина, красотою которой прельстился сладострастный мучитель христиан, вот что сделала, чтобы сохранить свое целомудрие. Посланных за нею воинов она уговорила несколько подождать под предлогом, что ей нужно заняться нарядами своими, а сама между тем пошла в спальню, взяла меч и пронзила им чрево свое. Так дорожили целомудрием, так строго блюли в чистоте душу и тело свое святые.
в) В-третьих, правильный взгляд на тело христианина тоже содействует сохранению целомудрия. Что такое тело христианина? «Это храм Духа Святаго», – это жилище Самого Бога, – осквернить это тело – это значит осквернить дом Божий. «А кто растлит храм Божий», говорит апостол, «растлит», т.е. погубит, «того Бог». Мы видим, какую честь воздают телу христианина по смерти его. Пред ним творят каждение, обставляют горящими светильниками, ему кланяются, его лобызают, поют надгробные песни, несут в предшествии икон, а на могиле ставят крест. Почему так? опять потому же, что оно жилище Духа Святаго, оно освящено в купели крещения, затем чрез действие миропомазания, – освящалось неоднократно небесною Божественною пищею – телом и кровию Христовыми, – оно с душею участвовало в подвигах ее ради царствия небеснаго. Святые все это знали, потому так и дорожили чистотою и непорочностию своею. Они кроме того так горячо любили Иисуса Христа, что боялись и подумать о каких-нибудь грешных чувственных удовольствиях, – их радость, их утешение, сокровище сердца их был Христос, к Нему и устремляли все желания свои, для Него побороли все нечистыя движения в плоти своей, для него старались жить духом, горняя мудрствовать, а не земная.
г) В четвертых, представление страшной участи нарушителей целомудрия – тоже весьма удерживает от нарушения целомудрия. Отчего все нарушители целомудрия и все потворствующие тому, отчего не помышляют об этой будущей участи своей? Что говорит апостол о таковых? «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи царствия Божия не наследуют». А в Апокалипсисе они изображаются горящими в озере огненном. В будущем лишение царствия Божия – геенна. А что в настоящем? Часто расстройство здоровья, состояния, лишение благоволения Божия, потеря даров Духа Святаго, лишение молитв Богоматери, святого ангела-хранителя. Да, каждый живущий в плотской нечистоте – это тоже, что труп, смрад издающий, – он отгоняет от себя все святое, он в дружбе со врагом, он обиталище всякой нечистоты. «Как дым отгоняет пчел – говорит св. Василий Великий, – так грех отгоняет от нас ангела хранителя». «Кто чрез свою худую жизнь», говорил некогда ангел Божий великому старцу Пахомию, «сделался мертв для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела». – «Что стоишь здесь и плачешь?» говорил некогда святитель Христов Нифонт юноше, который стоял при вратах одного дома и плакал. «Я», отвечал юноша, «ангел, посланный Богом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме, стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, плачу от того, что потерял надежду привести его на путь покаяния». Вот к чему ведет жизнь в плотских нечистотах.
Следовало бы чаще и чаще помышлять об этих пагубных последствиях проводящих жизнь по движению чувств. А больше всего «следует чаще помышлять об огне геенском», который будет жечь таковых. Этим памятованием многие спаслись от этого греха, – к этому средству прибегали и святые среди находивших на них искушений плоти. Преп. Мартиниан, обуреваемый плотию, что сделал? он устроил из хвороста костер, зажег его, и бросился в средину его со слезами, говоря: «если можешь, несчастный, понести этот пламень временный, то вынесешь и огнь геенский, который ждет тебя за плотский грех», и этим напоминанием себе об огне геенском победил страсть. А другой святой поднес перст свой к зажженной свече в то время, когда палила его страсть плотская, и при этом вообразивши ясно лютость огня геенского, который будет жечь блудников, удержал себя от греха.
д) Наконец, чтобы не впасть в грех плотский, нужно избегать случаев к этому греху – всего того, что может навести на этот грех; нужно бегать друзей, товарищей, обществ, чуждых духа целомудрия, нужно удаляться мест соблазнительных, чтения книг, в которых описывается со всеми прикрасами плотская любовь, зрелищ, песен, плясок нецеломудренных, бесед нескромных. Мы слышали, что праведный Евдоким избегал даже всяких бесед с другим полом. Пусть склонный к нарушению целомудрия чаще помышляет о своем высоком звании, об обетах крещения, о том, как он оскорбляет таким грехом Христа Спасителя, – чаще нужно помышлять о скоротечности жизни, о часе смертном, но больше всего в минуты искушения нужно усерднее, горячее молиться, и молитва спасет нас.
III. Господь молитвами святого праведного Евдокима, угодника Своего, да поможет всем нам проводить жизнь свою в целомудрии, в христианском благочестии, чистоте духа, ума и сердца, в незлобии, кротости, смирении и милосердии. Аминь.
5 августа 1896 г.