Тридцатый день. Поучение 1-ое. Преп. Зотик Сиротопитатель
(Что значит призреть сироту?)
I. Препод. Зотик, память коего св. церковь ныне совершает, в сонме святых отличен особенным наименованием «сиротопитателя», потому что, благоугождая Богу всеми добродетелями, обязательно требуемыми законом Божиим от всякаго, ищущего своего спасения, преподобный особенно посвятил себя на служение сиротам, для которых был истинным отцем и питателем. Препод. Зотик жил в 4 веке по Р. Хр., сначала в Риме, потом переселился в Константинополь. Он был известен императору Константину Великому, от которого неоднократно получал денежные средства на благотворительные дела. Обладая сам значительным богатством преподобный Зотик отверг это богатство и все мирские суетные почести, предстоявшия ему на служебном поприще, принял сан пресвитера и поставил себе задачею служить бедным – сиротам и вдовам. Дом свой в Константинополе он открыл для всех бесприютных, укрывая их от зноя и холода и помогая всеми возможными средствами в их горькой нужде. Так препод. Зотик в течение своей жизни много отер горьких слез, много упокоил и спас от душевной и телесной гибели бедных и сирых. За то и увенчал его Господь венцем небесной славы и вечного блаженства, удостоив мученически окончить свою жизнь за обличение ереси Ария при императоре Констанции. (См. Ч. Мин. дек.).
II. «По примеру св. Зотика сиротопитателя будем и мы, братия, заботиться о призрении сирот», тем более, что на это есть прямое повеление слова Божия. В новом завете попечение о вдовах и сиротах поставляется первым важнейшим делом веры и благочестия христианскаго. «Чистое и непорочное благочестие пред Богом, говорит св. ап. Иаков, есть то, чтобы посещать сирых и вдовиц в их скорбях» (Иак.1:27).
Но что значит призреть сироту?
а) Призреть сироту значит поставить его в возможность самому приобретать необходимые средства жизни, – сделать его способным к честной и полезной деятельности.Нет для сироты теплоты любви матерней, которая согрела бы сердце его и возбудила бы в нем святыя чувства любви к Богу и ближнему, кротости и терпения, скромности и целомудрия, милосердия и сострадания, – оживила бы и вдохновила бы его духом веры и упования на Бога, духом молитвы и преданности воле Божией. Дайте же вы, призревшие сироту, почувствовать ему сладость и теплоту материнской и вообще родительской любви со всеми неисчислимыми благотворными последствиями для религиозно-нравственного воспитания и истинно-христианской жизни его. Если вы не дадите умереть сироте с голоду и холоду: один подаст ему хлеба, другой – какую-нибудь одежду, третий – какую-нибудь монету, то вы еще далеко не призрели сироту. К чему послужат сироте эти случайныя, безучастныя, как бы вынужденные назойливостию просящаго, ваши подаяния? Легкий способ приобретения выпрашиванием не приучит ли его к лености, праздности, тунеядству и безстыдству? Если милостыня обильна, не послужит ли она поводом к легкомысленной и бесполезной трате, к невоздержанию, разгулу и распутству? Если, напротив, милостыня скудна, не разовьется ли у него страсть восполнять ее кражею или другими безчестными средствами? Не так ли именно образуется в наших обществах большая часть тех несчастных, которыми наполняются наши темницы? Святое дело – подать милостыню просящему, но дороже всего поставить нуждающагося в такое положение, чтобы он сам был в состоянии удовлетворять своим нуждам и не имел бы горькой необходимости выпрашивать подаяния у других, что бывает иногда тяжелее и горче, чем терпеть нужду и горе. Доброе дело – накормить алчущаго, или одеть нагого; но, без сомнения, лучше и полезнее достигнуть того, чтобы и тот и другой могли и умели сами снискать пищу и одежду, не имея необходимости толкаться в двери домов, злоупотреблять святейшим именем Христовым. Если бы наша благотворительность приняла навсегда это истинно христианское направление, если бы общее сочувствие, особенно к сиротствующим, всегда выражалось в этой истинно братской помощи; тогда безродный сирота не одичал бы, не развратился бы, не сделался бы гнилым и вредным членом общества, в тягость себе и другим; тогда бесприютный юноша не предался бы праздности и распутству и не сделался бы язвою общества, а был бы деятельным и полезным его членом. Итак, призрение сироты – с целию его воспитания – вот истинно доброе и святое дело! Вот истинно христианский подвиг, который возлагает на нас Сам Господь Бог наш! «Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник», так говорит Он с неба каждому из нас.
б) Что значит, далее, призреть сироту? Значит заменить ему его родителей, его родного отца и матерь. Можно ли-ж достигнуть сего без нежной, родственной любви к нему? Как ни ласкайте сироту, но если в вашим ласках не искрится истинная, неподдельная любовь, – от них повеет холодом, и юное, нежное, восприимчивое сердце дитяти ощутить этот холод. Какиени давайте мудрыя наставления юному питомцу своему, но если не звучат они искреннею, сердечною любовию и не затронут нежных струн юного сердца, то пролетят мимо ушей его, проскользнут по поверхности души его я забудутся скорее, чем вы успеете их кончить. Тогда воздаянием за все труды ваши будет разве одна учтивая, но не сердечная благодарность, тем паче не вознесется о вас теплая, сердечная молитва к Богу, не упадет горячая слеза благодарности пред Отцем небесным, – весь труд ваш останется бесплодным. Напротив, воодушевитесь искреннею христианскою любовию к малым сим. Тогда нежное сердце дитяти привлечется, как магнитом, к вашему сердцу, покорится совершенно вашему влиянию, прильнет к вам своею горячею любовию. Ваши советы и наставления углубятся в душе его, укоренятся в сердце его, выростут и принесут добрые плоды, будут всегда охранять его от заблуждений и пороков. Но пусть бури жизни и возвеют на него тлетворным дыханием, возмутят его душу и сердце нечистыми страстями и увлекут на погибельный путь порока, – и тогда воспоминание о любви вашей пробудит его совесть, смягчит его сердце, исторгнет из груди его тяжелый вздох сокрушения, извлечет из очей его слезу разкаяния Мало ли есть примеров, что одно воспоминание о доброй, любящей матери приводило самых закоренелых злодеев к раскаянию? О, какая эта драгоценная заслуга пред человечеством! Какое это поистине святое дело любви и вместе драгоценнейшая награда любви!
в) Что значит, наконец, призреть сироту? Значит сохранить в душе его благодать св. крещения, развить, направить и приучить к правильной деятельности все силы души и тела его, запечатленные печатию дара Духа Святаго; значит возрастить отроча в истинного христианина, сына церкви Христовой, в человека Божия, на всякое дело благое уготованное. Здесь уже, благочестивые воспитатели сирот, вы становитесь служителями не природы, а благодати Божией; заменяете для сироты не земных его родителей, а Отца небеснаго, Который, вверяя вам усыновленных Ему во св. крещении чад Своих, обещает и подает в помощь вам Свою божественную благодать; заступаете место небесной их Матери, пресвятой и преблагословенной Царицы небесе и земли, Которая, избрав вас в сотрудники Себе, вверяет вашему хранению то, что есть драгоценнейшего на земле нашей, – омытое и освященное кровию Сына Ея дитя христианское. Чувствуете ли всю высоту призвания вашего, все величие служения вашего в царстве Божием, всю славу уготованного вам воздаяния и всю тяжесть ответа пред судом Божиим за малых сих? «Несть воля пред Отцем Моим, да погибнет един от малых сих», говорит Господь наш Иисус Христос. «Блюдите же, да не презрите единого от малых сих». Если нашими заботами и попечениями сохранятся они для царства Божия, если, по крайней мере, из своих рук предадите их в руки Промысла Божия, в среду общества христианскаго, чистыми и непорочными, на всякое благое дело уготованными; то с каким светлым и радостным лицем предстанете престолу Божию и скажете: «се аз и дети, яже ми дал еси, Господи!» (См. Полное собр. проп. Дим. архиеп. херс. т.II.).
III. Какими сокровищами и наградами не воздаст вам Отец небесный за малых сих! Какою честию не почтит вас Сын Божий во царствии Своем! Какими радостями небесными не утешит вас пресвятая Матерь Божия! С какою радостию сретят вас, обымут вас и введут в селения небесные св. ангелы малых сих, которые видят ваши заботы и попечения о них, читают в сердце вашем христианскую любовь к ним и сами с любовию готовы помогать вам! Аминь.
5 января 1896 г