Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 1956г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как светила на тверди небесной различаются на великие и малые, смотря по тому, как обширен круг производимого ими освещения, так и в Церкви Православной некоторые святые отцы и учители предпочтительно перед другими называются Вселенскими, потому что их личная деятельность к утверждению веры православной в свое время простиралась на всю вселенную.
Таковыми вселенскими святителями почитаются Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. С древних времен память их чтилась, и доныне празднуется каждому отдельно. Но когда в 11 веке возник между христианами спор, кто из вселенских святителей выше по своему достоинству, и произошло разделение из-за этого христиан, то сами святители, явившись епископу Иоанну Евхаитскому, объявили, что они у Бога все имеют равное достоинство, сказав: «Как при жизни более всего мы заботились о единодушии, так и теперь более всего желаем единомыслия верующих. Установи для нас один общий праздник». С тех пор и установлен для них один общий праздник 30 января ст. ст. (12 февраля), т. е. сегодня.
Все три святителя жили в 4 веке по Рождестве Христовом: святитель Григорий Богослов родился в 328 году, святитель Василий Великий - в 329 году и святитель Иоанн Златоуст - в 347 году. Все они получили блестящее светское образование, которое открыло им путь к высшей мирской славе. Святители Григорий Богослов и Василий Великий учились в знаменитой тогда на весь мир Афинской школе. Taк вот, например, святитель Василий Великий изучил ораторское искусство, астрономию, философию, физику, медицину и все естественные науки. Но все эти светские науки не могли насытить и удовлетворить всех запросов его высокой всесторонней души. Святитель Василий отправился в страны, где жили христианские подвижники, чтобы вполне ознакомиться с истинно-христианской наукой: был в Египте, Карфагене, Сирии и Палестине. После долгого отсутствия святитель Василий Великий возвратился в Афины. Он захотел увидеть своего знаменитого и любимого профессора, который был язычником, и отплатить ему за все доброе, полученное от него, добром, т. е. обратить его в христианство, что впоследствии ему и удалось. Он нашел своего знаменитого профессора среди других профессоров. Они рассуждали о каком-то важном предмете, и никак не могли решить один сложный вопрос. Святитель Василий Великий, набросив плащ на лицо, прислушивается к спору. Потом, оставаясь неузнанным, вступает в разговор и блестяще отвечает на затруднявший всех вопрос, и в свою очередь задает сам вопрос своему учителю. Все поражены ответом и недоумевают, кто это так может возражать знаменитому философу. А учитель сам, наклонив голову, сказал: «Это какой-то бог или Василий». Этими словами он показал, что он ценил ум святителя Василия выше обычной человеческой мерки. Святитель Василий Великий написал много научных богословских трудов, из которых теперь особенно обращает на себя внимание его блестящий труд «Шестоднев», где святитель Василий учит, что дни творения нельзя понимать, как наши обыкновенные дни. Так святитель Василий, величайший ученый и богослов, своим богопросвещенным умом постигал то, к чему через много столетий пришла наша современная наука. Но не за свою ученость святитель Василий Великий получил от Церкви Христовой наименование Великого. Ибо истинное величие христианина достигается путем смирения и деятельного служения на пользу ближним. Именно на основании глубочайшего смирения, кроткой, незлобивой жизни и любви к ближним и создал себе величие прославляемый ныне святитель Василий Великий.
Второй вселенский учитель Церкви, святитель Григорий Богослов, был также блестяще образован, как и Василий Великий. Для раскрытия догматов христианских и для защиты православного учения от лжеучителей святитель Григорий написал много высоких богословских сочинений, так что заслужил преимущественно перед другими современными ему учителями Церкви особое наименование Богослова. Всей своей жизнью он показал глубочайшее смирение, мир и незлобие, и этим приводил в умиление всех, даже злейших врагов своих.
И наконец третий вселенский учитель, прославляемый сегодня, святитель Иоанн Златоуст, кроме блестящего образования, обладал исключительным красноречием. Высокое красноречие святителя Иоанна привлекало к нему не только православных христиан, но и еретиков и язычников. Многие записывали его речи и давали для прочтения друг другу. Поучения его читались повсюду. Его называли «устами Божиими и Христовыми», другие называли его «сладкоглаголивым, медоточным». Наименование же «Златоуста», усвоенное святителю Иоанну Православной Церковью, было дано ему одной простой женщиной в Антиохии, которая однажды слушая и не совсем понимая его поучения, воскликнула: «Учитель духовный, Иоанне Златоустый, ты углубил кладезь святого твоего учения, и ум наш не может до него досязать». С этого времени и стали называть его Златоустым. Святитель Иоанн Златоуст, также как и святитель Василий Великий, изложил чин божественной литургии, с внесением в нее молитв, им самим составленным, которую мы большей частью и совершаем. Величайшее смирение этого великого святителя ясно показывают его слова, произнесенные во время вторичного его неправедного изгнания перед самой смертью: «За всё слава Богу!»
На примере этих трех великих вселенских святых и всех других святых мы видим, что на первый план в жизни христианина выдвигается не высота подвига, не заслуга его, не само даже дело его, а смирение, с которым он совершает свое дело. Как и не видения и чудеса служат мерилом праведника, ибо видения и чудеса доступны также и демонам, а мерилом праведной жизни служат смирение и послушание Господу и Его Святой Церкви.
Аминь.