Трезвость. (Речь на общем собрании членов и уполномоченных патриотических содружеств города Москвы и Московской губернии 26 августа 1907 года.)
Мне хочется сегодня остановить внимание православных русских людей, членов и присутствующих здесь уполномоченных представителей патриотических содружеств города Москвы и всей Московской губернии, на одном пункте объявленного нашего предвыборного знамени (платформы). Пункт этот гласит, что мы, русские патриоты, будем всеми силами стараться уменьшить и искоренить пьянство среди русского народа.
Заявление наше встречено насмешками и недоумением со стороны левой революционной печати. Конечно, русская революция слишком хорошо использовала народное пьянство со всеми его последствиями, как в области моральной, – притупление нравственного чувства и ослабление воли в народе, – так и в области экономической жизни. И понятно поэтому, что для людей, которые прямо спаивали крестьян, чтобы вести их пьяных на разгромы помещичьих имений, спаивали солдат, как это я видел собственными глазами, возвращаясь из Сибири после войны вместе с эшелонами запасных, чтобы и солдат революционировать, вести против офицеров и толкать, под видом «сознательности», на разгромы вокзалов и паровозов, – для всех таких деятелей революции, опирающихся на отбросы и подонки общества, на уличную рвань и хулиганов, проповедь трезвости, конечно, слишком опасна и нежелательна. Но левая печать очень искушена и искусна в том, чтоб истинные низменные свои побуждения прикрывать высокими мотивами и красивыми фразами.
На сей раз, однако, даже и её изобретательности не удалось выдумать благовидного и серьёзного возражения против нашего предвыборного знамени, в пункте о борьбе с пьянством. Тем не менее, нам очень полезно остановиться на высказанных ею мнениях. Это даст нам самим возможность осмыслить более глубоко и всесторонне вопрос о трезвости, выдвинутый теперь патриотами.
«Что же это за истинно русские люди, если они водки не пьют и ещё идут против пьянства?!» Вот первое слово, которым встретила левая печать наши заявления. По-видимому, такое шутовское, если не оказать больше, отношение к вопросу не заслуживает даже возражения. И действительно, по существу оно таково. Но оно – знаменательное явление, характерный показатель своего рода, и, как таковое, заслуживает внимания. В нём ярко прорывается, помимовольно, то глубокое презрение к русскому народу, которым от начала до конца проникнуто всё наше «освободительное движение». Так может относиться к русскому только зазнавшийся враг. Впрочем, здесь не одно презрение, здесь и сознательный низменный расчёт. Пусть пьёт побольше русский, пусть обнищает, пусть разорит и разобьёт семью, пусть потеряет всё своё душевное богатство и станет уличным хулиганом: он сначала будет пушечным мясом для революции, а затем, когда на его спине выедут к власти разные «освободительно проходимцы», он, русский человек, – вечный их раб. Таков расчёт.
Что сказать нам в ответ на это презрительное отношение к русскому народу? Знаем, что пьянство – его тяжкий грех. Но русский народ – христианский народ. Он знает, что́ грех и что́ добродетель, и при этом грех он так и называет грехом. В этом отношении он ещё не просвещён нашими прогрессивными органами печати, у которых, как у дикаря, всегда две мерки для оценки всякого явления. Известен ответ дикаря на вопрос: что такое добро и что такое зло. «Добро, это – когда я украду у соседа корову, зло, – когда он её у меня украдёт». Такова по своим воззрениям на добро и наша прогрессивная печать. Мучат и пытают евреи Мельникова в Одессе, избивают там же городовых, – это не заслуживает даже упоминания, это естественно и даже необходимо; но вот на улицах начинают бить евреев в Одессе, – это уже «ужасающее явление».
Русский человек зло везде называет злом; так он относится и к своему пороку. Он сознаёт свою слабость к вину – и ненавидит её. Лишь только появится где-либо доктор, священник, подвижник, который лечит или избавляет от пьянства, – его немедленно осаждают тысячи посетителей. С глубокой грустью говорим и мы о пороке нашего народа, но без злорадства, без презрения к народу, не возводим его в свойство «истинно русского» человека и не отчаиваемся в будущем. Нам нужно бороться с этим злом всеми доступными нам силами, всей полнотой нашей энергии; нам нужно спасать народ от гибели. Залог успеха – сознание самим народом пагубности этого порока. Нужно только дать ему везде толчок к борьбе с пьянством и те формы содружеств, в которых бы он мог успешнее осуществлять свою борьбу.
Остановимся на втором, более важном, возражении, которым подарила левая печать наше заявление о желании патриотических содружеств бороться с пьянством. Нам говорят: «К чему в политическую программу вводить нравственные поучения? Это не дело политики. Она имеет в виду только реальные интересы. Вернее всего, патриоты ввели пункт о борьбе с пьянством только по тактическим предвыборным соображениям». Отзыв – очень типичный для освободительного движения! «К чему мораль? Долой мораль, она мешает делу и вводит в отношения людей совсем ненужную и даже вредную силу – совесть». Вот почему печальной известности г. Родичев, в ответ на приглашение осудить террор и политические убийства, изрекает в своём роде знаменитую фразу: «Дума призвана не морализировать, а законодательствовать». Так и запомним.
Но люди, живущие не по закону «тактики», а по закону совести, получающей просвещение от святой веры, думать так не могут. Радостно мы уверены, что в этом отношении не с революционными вожаками, а с нами заодно и русский верующий народ. Мы полагаем, что законы исходят из начал нравственных и, в свою очередь, укрепляют нравственные начала, нравственно воспитывают общество, государство и народ. И в этом – самая реальная основа жизни и здоровой политики. Оттого и опасно прививать народу понятие об условности правды вообще, что составляет догмат «освободительного движения», и что, к сожалению, делает иногда и власть предержащая, разрешая, например, в вопросе о браке, разводе, о печати или питейном уставе, – разрешая сегодня то, что вчера считалось грехом и преступлением.
Против такого неправильного взгляда на закон и правду мы всегда будем бороться всеми силами разума и слова. Оттого, далее, законы государственные, чтобы быть прочными, и внешне и внутренне авторитетными, должны опираться на закон вечный, а таков закон Божий, откровенный. И если «питейный» закон идёт против закона Божия, он должен быть отменён.
Далее. Мы – непримиримые враги всяких «тактических», то есть, в сущности, обманных приёмов, обеспечивающих в данное время господство той или другой партии, смотря по тому, какая из них умело воспользуется настроением общества в данную минуту и пообещает, – конечно, без надежды и обязательства выполнения обещаний, – удовлетворить ту или другую нужду данной минуты. Вот почему нашему народу так противна всякая политическая партийность, невозможная и ненужная при самодержавии, и совершенно неизбежная при всяком виде конституции. Вот почему и мы – не партия, а мы – верующий православный народ, действующий по голосу совести, а не по соображениям «тактики». Для кого православие – только флаг партийный, а не путь истины и вечного спасения, кто, исповедуя православие, десятки лет не говеет, в храм не ходит, нарушает не только уставы Церкви, но и заповеди Божии, открыто, кощунственно оскорбляя религиозное и нравственное чувство всего общества, тот лучше и не говори о православии. Так точно и о самодержавии и народности: это не прикрытие личных вожделений и собственных надежд, а осмысливаемые православием истины, с положительным христиански-нравственным содержанием.
При таких воззрениях мы должны были ввести в свою программу и пункт об искоренении пьянства. Русский человек всегда разделял библейский взгляд на историю мира и на судьбу государств и народов: мир стоит праведниками; семя святое – стояние царств человеческих; правда светлее солнца, она с неба засияет, от земли приникнет...
История говорит нам, что русский народ молитвой, постом и покаянием, исправлением жизни избавлялся не раз от тяжких народных бедствий. К этой надёжной силе, к религиозно-нравственному подвигу и обновлению он прибегал в дни своих несчастий.
И в тяжкое безвременье, теперь нами переживаемое, посреди ужасов, крови, насилий, замыслов цареубийства, взрывов и выстрелов, революционных грабежей и проч. – всё более и более назревает в народе нашем сознание греховности и жажда искупляющего подвига. Дайте нам всенародное покаяние! Дайте нам всенародную молитву! Дайте нам всенародный подвиг! Жаждет душа народная очищения и обновления, жаждет она оправдания перед Богом и совестью. Отверзите нам врата правды!
И пока не будет такого именно подвига в наших патриотических союзах, дотоле они не будут истинно народным движением, дотоле и они будут обычным политическим лагерем.
И смотрите, в наших собраниях, какое течение всегда является преобладающим? Конечно, религиозное! На молебен – все; на крестный ход – все; на икону, на хоругви – жертвы идут охотно, даются с любовью, на помощь ближним призыв никогда не остаётся бесплодным. А объявите сбор на политическую агитацию, на выборную «кампанию»... Мы никогда и не объявляли таких сборов: они бесполезны, на них никто не отзовётся. Подвиг любезен русскому человеку, «политика» ему противна... Мы и собираемся в патриотические союзы именно ради подвига, ради служения родине, а не ради похоти власти и корысти, как это мы видим в партиях «политических».
Руководителям религиозно-патриотического движения, всё нарастающего в силе и проявляющегося в открытии всё новых и новых отделов патриотических содружеств, нужно знать и помнить об этой жажде подвига, свойственной всякой человеческой душе и русской – в особенности. О таком свойстве русской души засвидетельствовала вся наша история, громко говорит наша Церковь, на весь мир объявили и все лучшие русские писатели, и заграничные наблюдатели русской жизни. Мы обязаны отозваться на такую духовную жажду.
Живёт в душе народа желание подвига, желание чем-либо себя ограничить, стеснить, от чего-либо приятного отречься – во имя высшей идеи, во имя высшей правды, во имя духовного совершенства... Но слабая воля человека для проявления и осуществления такого желания и решения ищет обычно внешней поддержки, внешних форм обнаружения.
Пусть же в наших союзах раздастся слово и призыв к трезвости, как именно к нравственному подвигу. Пусть нравственное начало, жажда подвига и совершенства по руководству православной Церкви, проникает всю жизнь и деятельность патриотов. Пусть в наших рядах видятся люди религиозные, церковные, добрые семьяне, люди любовно и свободно покорные Царю и Его правительству, способные на подвиг и жертву для блага горячо любимой родины и родного народа, люди целомудренные, трезвые, трудолюбивые, мирные и на всё святое отзывчивые.
Начинаем с трезвости, потому что пьянство – наш главный теперь грех, и притом главный и самый сильный пособник революции и анархии. Недаром, задолго до современного революционного движения, с такой любовью выписывал портреты пьяниц и хулиганов наш знаменитый Горький, выдавая эти отребья жизни за обновителей общественности. И видели мы шествие этих буревестников и обновителей в последние годы!
Когда узнаешь, например, что за самый страдный месяц июнь в текущем 1907 году продано в России водки на миллион вёдер больше, чем в прошлом году за тот же месяц; когда читаешь, что за один только этот месяц потрачено народом на водку ровно на 16,5 миллионов рублей более чем за тот же месяц в прошлом году, а всего за месяц истрачено 67 миллионов, – то поистине ужас охватывает сердце, и загорается палящим огнём решимость бороться со страшным злом народным! Ведь это значит, что за год возросло пьянство, судя по расходам на него, на 20%! Ведь это значит, что народ наш пропивает себя!
Нужно при каждом отделе патриотических содружеств всех и всяких наименований открывать общества трезвенников, сооружать им иконы, устраивать для обществ этих особые богослужения, особые собрания. Причём для слабых рекомендовать полное воздержание от вина на известный срок, или навсегда, а для других – условное воздержание в том или другом виде. Нужно издавать и распространять листки и брошюры против пьянства. Нужны беспрерывные призывы к трезвости. Нужно женщин, несчастных жён и матерей, страдающих от пьяниц – мужей и сыновей, призывать на борьбу со страшным бичом народной жизни. Любовь и ревность везде на местах подскажут, что именно нужно делать.
Мы видим здесь руководителей патриотических содружеств. К ним мы обращаемся с горячим призывом идти на борьбу за народную трезвость. Мы уверены, что здесь, в нашем собрании, в эти минуты нет ни одного человека, который отнёсся бы к нашему призыву без горячего сочувствия:
К трезвой мысли!
К трезвому слову!
К трезвой во всех отношениях жизни!
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).