Трезвитесь...

В Праздник Сретения Господня размыслим о том, что более всего препятствует в нашей жизни достойному сретению Господа и успешному, спасительному следованию за Ним. Препинающих нас зол много. Но если искать злейшее среди таких зол, то бесспорное первенство принадлежит тому, которое в современности известно под именем алкоголя, или попросту вина и пьянство. Оно всем, всегда и всюду только вредоносно. Оно никому нигде и никогда ни косвенно, ни прямо не приносит пользы для души и вечности. Оно злейшее из зол.

Но этот злейший враг людей, людям не всегда казался и кажется таковым. Он умеет прикинуться ангелом светлым и добрым и человеческая поверхностная обыденщина перестает в нем видеть злого демона. Присмотритесь к жизни минувшей и текущей и вы увидите поразительную картину. Седая древность этого заклятейшего врага человечества почитала за доброго друга. Языческая древность дошла да того, что даже обожествила пьянственного беса, установила в честь его празднества, сложила гимны и песни, воздвигла храмы. В этом тяжком грехе повинны и греки, и римляне, и ассирийцы, и вавилоняне, и египтяне и др. Свет Христова учения низверг этих идолов в прах, рассыпались храмы Вакха, Бахуса и др.

Но в сознании людей, в сердцах, в живой жизни человеческой этот поганый и лукавый бес еще жив и держится цепко и крепко. Даже среди просвещеннейших современных народов, уже тысячелетия живущих при свете Христа, лукавый бес алкоголя еще в силе. Даже просвещеннейшие, христианнейшие из современных народов не собрались еще с силою воли. Чтобы выбросить из своего сознания, сердца и жизни этого злейшего беса, это печальнейшее наследие языческой древности. Капища Бахуса разбиты, идолы низвергнуты, жрецы и жрицы упразднены. Но понятия, настроения, обычаи, созданные поклонниками Бахуса, живут и среди христиан.

По прежнему, по языческому на алкоголь во всех его несчетных видах продолжают смотреть как на доброго веселого друга, дающего подъем сил, помогающего весело препровождать время жизни, рассеивающего печаль и заботы, усугубляющего радость и веселье. Отменены специальные празднества бахусу, пьянственное служение идолу в положенные сроки, но измышлены несчетные новые поводы и сроки для этого же дела. Один маститый профессор со скорбью свидетельствует, что служение алкоголю начинает принимать характер всеобъемлемости (Бунге): пьют всегда и всюду по самым противоположным поводам: и когда встречаются и когда расстаются, и чтобы утишить голод и чтобы пробудить аппетит, в мороз для тепла, в жару, чтобы остудиться, и для сна, и для бодрствования, и в печали и в радости, и по случаю рождения и по случаю смерти, при наличии дела и по окончании и при удаче и при неудаче. Самые важные, самые святые моменты жизни неизбежно связываются с питием. Наш современник не может себя и представить, чтобы можно было справить праздник, устроить торжество частное, общественное, государственное, народное без алкоголя (вина). Торжество и празднество без алкоголя (вина) для нашего современника не торжество. И сколько тратится ума и таланта, чтобы для себя и других оправдать это позорное раболепие и идолослужение. Это пережиток языческой старины, из поэзии, из музыки, из цветов красноречия, из философии, даже из слова Божья современник вырывает клочья, чтобы сшить обманчивый наряд для этого своего гнуснейшего порока. Но жалок и смешон этот пестрый наряд. Он не может обмануть зрячего. Присмотритесь, какими садятся люди за пиршественный стол и во что они превращаются за этим столом. По наблюдению великого писателя земли русской, за пиршественный стол садятся почтеннейшие люди, но вскоре они под влиянием выпитого вина превращаются в льстивых и хитрых лисиц, потом в грубых и злобных волков и наконец в грязных и отвратительных свиней (Толстой).

Но бес алкоголя — бес лукавый. После отвратительных, омерзительных картин пиршества, когда несчастный участник пьянственного пиршества, разбитый и физически и духовно, противный себе и другим, мучимый и угрызениями совести и головною болью, жаждет забвения, здоровья, примирения, успокоения, бес алкоголя шепчет ему: «Клин клином вышибай. Опохмелись… Хвати еще одну единственную и при том последнюю!» И несчастливец тянет руку за этою «единственною и притом последнюю», с искреннею притом решимостью, что это будет действительно последняя. Несчастная жертва лукавого беса и не подозревает, что за первою будет следовать вторая «одна единственная и притом последняя», за второю третья такая же и т.д., не он уже владеет сам собою, алкоголь владеет им. Страсть господствует над ним. Обыденного обывателя лукавый бес алкоголя обманывает еще и таким рассуждением: «Быть пьяницей позорно и гибельно. Но какой же я пьяница, когда я и пьян-то никогда не бывал? Так, забавы, или тепла ради, или смеха ради изредка по одной хватишь». Но и это «изредка» и вредно и опасно. Может быть сегодня ты еще и не пьяница, может быть сегодня ты и владеешь собой. Но кто поручится за твое завтра? Если даже воля твоя тверда как гранит (камень), то не забывай, что и твердый камень продалбливает капелька, если она падает на камень повторно и многократно. Те рюмочки, которые ты изо дня в день позволяешь себе, каждая понемногу, незаметно подтачивают твою волю, твою духовную силу, твою устойчивость в добре. Когда жизнь поставит тебя пред лицом тяжелых испытаний. Когда постигнет тебя неудача в делах, осложнения в семье, оскудение физических сил, горе, заботы, кто тогда поручится, что твоя подточенная рюмочками духовная мощь победоносно устоит? Помни, что не только немощные и слабые, но и мужи величайшей силы с величайших высот падали в мутные волны алкоголя и гибли безвозвратно, если они не закалили себя против алкоголя (вина) всецелым воздержанием. Александр Великий весь мир (тогда известный) покорил и не имел поражений на полях брани, но и этого мужа богатырской мощи победила, сразила, опозорила и в могилу свела страсть к алкоголю (прим. Сенека). И русская история дает немало примеров, когда богатыри, опора и надежда народа, гибли с позором для себя  народа только потому, что не закалил себя воздержанием от алкоголя (вина). Если современное разливанное море алкоголя представляет опасность даже для мужей зрелых, даже для мужей силы, то можно себе представить, какой опасности подвержена современная молодежь.

Ни один отец, ни одна мать не могут быть ныне спокойны за сына и дочь, которых вся окружающая обстановка жизни тянет и толкает в это грязное болото. В некоторых кругах современной молодежи потребление алкоголя, притом в возможно больших количествах возведено в свое рода молодечество – шик. Не пить там нельзя. Если в такую среду попадает юнец с унаследованным от предков предрасположением к алкоголю, то его можно считать обреченным на гибель: быть ему рыцарем зеленого змия, носящим ад в душе своей и превращающим в ад жизнь кругом себя.

Носить ад в душе своей – это общая участь всех служителей зеленого змия. В этом их великое горе. И это горе, редко смягчается состраданием ближних; даже близкие, видя страдания пьяницы, нередко говорят со злорадством: «по делом тебе: так тебе и надо».

Но в аду, создаваемому пьяницей, мучается не он один. Близкие пьяницы становятся по истине страстотерпцами. Кто измерит и опишет страдания родителей пьяницы, когда на их седые головы сыплются и бранные слова и удары от родного сына, когда и материнская любовь вынуждена признать безнадежную гибель родного сына! А то, что переживает жена пьяницы, разве не ад. Трепеща и плача, ждет она его грязного, смердящего, дикого, грубого, жизнь ее заевшего и, истомившись, исстрадавшись, в отчаянии проклинает его. Говорить ли еще о деточках? Это дети без рая детства, с адом вместо рая. И родной отец – Вельзевул этого ада. Рождены они хилыми, слабыми, растут в впроголодь, без света и тепла любви, с чувствами страха и озлобления в сердце. Громадный процент этих деток гибнет там же в родном аду. Кто выживает, выживает не на радость себе и обществу. Одни из них потом попадают в дома для умалишенных, другие хиреют в чахотке, третьи кончают горестную жизнь свою в тюрьмах, иные налагают на себя руки. Это без вины виноватые, но обреченные люди.

Так как пьянство болезнь упорная, порок живучий, то пьяница по большей части гибнет от тяжелых многократных последствий своего порока. Временная земная жизнь пьяницы обычно кончается вследствие неизменно сопутствующих пьянству болезней легких, почек, печени, сердца, нервов и т.д., всесторонне разъеденный алкоголем организм в сопровождении безмерных страданий разрушается преждевременно. Пьяница умирает. Но не это самое ужасное в судьбе пьяницы. Самое ужасное в том, что по непреложному приговору Божию: «пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9.10)

Чтобы понять суровость и решительность этого Божья приговора, обратите внимание на то, как влияет пьянство на духовную жизнь человека. Русская народная мысль первым винокуром считает дьявола и разве только сам дьявол может сравняться с алкоголем (вином), по дурному влиянию на духовную жизнь человека, это злейший враг всякой доброй духовной жизни. Христианские мыслители алкоголь, по справедливости, называют антиподом, противником Христа, зелием антихриста. И действительно, он всюду создает настроения и жизнь совершенно противоположную заповеди Христа. Христос ублажает смирение, нищету духовную, а пьяница себя жалкого и считает и величает и самым умным и самым сильным и самым красивым, он перестает видеть свое окаянство, он не сознает своей гибели, ему море по колено. Христос ублажает кротких. А у пьяницы злоба не знает предела. Христос ублажает плачущих о грехах, а пьяница слагает греху и пороку хвалебные гимны, поражающие бесстыдством и гнусностью, смеется там, где нужно плакать. Христос ублажает чистых сердцем, но разве не в сердце и уме пьяницы рождаются те грязные мысли, чувства и слова, разве не с пьяных глаз делаются те гнусные грязные дела, о коих не лепо есть глаголати. Христос ублажает милостивых, но никогда человек не бывает так груб и жесток, как под парами (вина) алкоголя. Христос ублажает миротворцев, алкоголь же ведет к пресловутым пьяным ссорам, пьяным дракам, пьяным убийствам. Христос ублажает гонимых за правду, но есть ли ложь более бесстыжая, чем ложь пьяницы? Христос ублажает претерпевающих поношение за веру, но нигде не поносится имя Бога, вера и все святое так, как в среде пьяниц. Слова и дела хульные здесь возведены в правило. Diabolus simia Dei – Дьявол передразнивает Бога. В пьяных компаниях и сборищах издревле живет особая страсть в своих песнях, речах и церемониях извращать и передразнивать все священное. Божественное, религиозное. Кто не слышал и не видел этих гнусных извращений?

Впрочем не только божественное, религиозное, но и все вообще духовное, возвышенное, чистое пьяница загрязняет и опошляет. Возьмите область искусства и поэзии. Откуда плывет пошлость и грязь в эту область? Из пьянственных вертепов. Там непристойные песни, там скабрезные картины и статуи, там представления, от гнусности коих тошнит трезвого. Алкоголь имеет проклятое свойство загрязнять, опошлять решительно все, чего он касается, подрывать достоинство, порочить честь и добрую славу решительно всех, кто его касается. Ничто так не роняет человека, как алкоголь (вино). К человеку самых высоких дарований и великих заслуг теряют уважение, если он пьяница. Нет такого положения в жизни, которое бы не терпело ущерба от алкоголя (вина). Святые имена отец и мать перестают быть святыми почтенными для детей, если родители подвержены пьянству. Кто доверит свое дело пьянице адвокату? Кто пойдет на исповедь к пьяному пастырю? Всем без изъятия, всюду и всегда вредит алкоголь.

И никому и никогда он не приносит пользы. Правда, те, кто торгует им имеют от него прибыль…

Вера и Жизнь №2, 1925 г., февраль – Слово против пьянства, сказанное Высокопреосвященным Иоанном, архиепископом Рижским и всея Латвии, в Рижском кафедральном соборе на всенощном бдении накануне «Сретения Господня» 1 февраля 1925 года, с. 1–7.

Наверх