Третий ответ на вопрос о судьбах Израиля: исполнение Промысла Божия (Рим.11)
И, наконец, третий ответ (Рим.11). Постигшее Израиль отвечает промыслительному плану Божию. В промыслительный план Божий входило, прежде всего, спасение остатка, как это бывало и в Ветхом Завете (Рим.11:1–10). Оно отвечало обетованию и совершилось по благодати, и доказательством спасения остатка является спасение хотя бы самого Павла, израильтянина от колена Вениаминова. Но Павлу важнее другое. Падение Израиля было попущено Богом для спасения язычников (Рим.11:11–32). Он иллюстрирует свою мысль притчей о маслине. От благородного ствола были отломлены благородные ветви, и на их место привита ветвь от дикого ствола. Это – язычники на корне Израиля. Израиль отпал по неверию, язычники держатся верой. Но и Израиль спасётся, если не пребудет в неверии. Ап. Павлу открыта тайна спасения всего Израиля, во исполнение обетований Божиих в Ветхом Завете: когда войдет полнота язычников, тогда наступит конец и ожесточению Израиля: отсеченные ветви будут вновь привиты к благородному стволу. Спасение всего Израиля, вслед за вхождением полноты язычников, является для ап. Павла выражением общего закона: «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11:32). Славословием Рим.11:33–36, насыщенным цитатами из Ветхого Завета, Павел заключает свою философию истории. И его последнее слово (Рим.11:36): «все из Него, Им (буквально: «чрез Него») и к Нему. Ему слава во веки. Аминь», повторяет мысль Рим.11:32. У читателя создаётся впечатление, что апостол надеется на абсолютную полноту спасения – полноту, которая распространится не только на коллективы, но и на отдельных составляющих их индивидуумов. Но эту мысль Павел недосказывает, как недосказывает её ни один из новозаветных писателей.