Третий день. Св. муч. Лукиллиан
(Вера в Бога Отца, Сына и Св. Духа должна быть свидетельствована нашею жизнию и делами).
I. Св. муч. Лукиллиан, память коего ныне, до пожилых лет был языческим жрецом и только в старости уразумел ложность язычества и уверовал в Бога христианского. Тогда принял он св. крещение и, с усердием предавшись изучению христианского учения, он ревностно распространял его, и счастливый своим обращением, обращал ко Христу и других.
Между тем, в это время в г. Никомидии, где жил Лукиллиан, возникло сильное гонение на христиан. Это не остановило старца безбоязненно продолжать свою проповедь еллинам и иудеям. А закоренелые между ними донесли на Лукиллиана, что он развращает народ безумною проповедию о Христе. Старца подвергли жестоким истязаниям и после того заключили в темницу; там томились уже в это время четверо отроков, взятых за исповедание веры Христовой. Посланный как бы Самим Богом для подкрепления молодых страдальцев, которым предстояло еще более тяжелое испытание, св. Лукиллиан подкрепил их на мученический подвиг молитвою и беседою с ними о И. Христе. Через несколько времени все они были призваны к допросу и, заявив себя твердыми исповедниками, были преданы истязаниям. Опаляемы они были огнем, но силою Божиею остались невредимыми. Тогда их отправили в Византию, чтобы там предать смертной казни. Четырех отроков казнили мечем, а св. старца Лукиллиана распяли на кресте, пригвожденного по всему телу гвоздями.
II. Св. муч. Лукиллиан, прежний языческий жрец, по обращении в христианство доказавший свою истинную веру своею благочестивою жизнию и мученическим подвигом, учит и нас, братия, «свидетельствовать свою веру нашею жизнию и делами».
«Покажи мне веру твою от дел твоих» говорит св. ап. Иаков, ибо «вера без дел мертва есть о себе».
а) В самом деле, кто истинно верует в «Бога Отца, Творца и Вседержителя, Владыку и Промыслителя всяческих»; кто убежден совершенно, что жизнь его как в начале произошла от Бога, так и во всякое время находится в Его вседержавной воле: тот всякое мгновение жизни своей почитает даром Божиим неоценимым, непрестанно благодарит Дарователя, всегда блюдет себя, чтобы не употребить во зло ни одной минуты жизни, данной ему на дела благая. Кто убежден всем сердцем что все, чем он ни пользуется в жизни, ниспосылается и подается нам свыше от Отца светов; тот пользуется всем с благоговением, как даром Божиим, все приемлет с благодарением, как дар незаслуженный. Тот всего себя и всю жизнь свою вверяет премудрости Отца небеснаго, всего ожидает от Его благости, во всем уповает на Его отеческий промысл и заступление: безропотно и с благодарением сретает все, что ни случается с ним в жизни – приятное и неприятное, радостное и печальное. Тот всегда остерегается, чтобы не оскорбить величия и святости Божией не только делом и словом беззаконным, но и мыслию и желанием нечистым и намерением злым, – словом, истинно верующий в Бога как Творца и Промыслителя Своего свидетельствует свою веру в Него всем своим существом – мыслию, желанием сердца, словами и делами богоугодной жизни.
б) «Кто истинно верует в Сына Божия, воплотившегося для спасения нашего», распятого на кресте за грехи наши, страдавшего и умершего в муках, для избавления нас от греха, проклятия и смерти; тот страшится греха, как яда смертоноснаго, и лучше готов пролить собственную кровь, нежели поругаться над кровию Христовою, пролитою за грехи, и второе распинать Сына Божия грехами своими. Тот, по любви к своему Искупителю и Господу, во всем и всегда старается подражать Ему: мыслит и чувствует, говорит и действует, как мыслил и чувствовал, говорил и действовал Сам Иисус Христос; страдает и терпит, молится и уповает, как терпел и молился Иисус Христос. Тот всегда имеет пред очами своими смерть и суд Божий, постоянно приготовляется к мирному переходу в вечность к Своему Господу Спасителю.
в) «Кто истинно верует в Духа Святаго, Господа Животворящаго, освящающаго нас Своею благодатию, живущаго в истинных христианах, как в храмах Своих»; тот страшится более всего осквернить себя какою-либо скверною греховною, памятуя всегда слово апостольское: «не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас; аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог» (1Кор.3:16-17). Тот не поблажает падшей природе своей, не дает над собою власти страстям своим, но сражается с ними и побеждает их, отсекая всякое нечистое желание; тот следует во всем не своей воле и своему мудрованию, не своим правилам, занятым от обычаев света, но воле Божией, словесам Духа Божия и правилам евангелия Христова. Тот ревнует всем сердцем своим о том, чтобы возрастить в себе плоды Духа Святого – «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание». Тот, если и падает, как человек, не остается в небрежении, не предается усыплению греховному, но тотчас возбуждает себя к покаянию, омывает душу свою слезами сокрушения сердечнаго, очищает совесть свою исповеданием греха и тем с большею ревностию течет по пути заповедей Господних.
III. Такую то живую и животворящую веру стяжите, братие мои, сохраняйте ее в себе, как несомненный залог вечной жизни со Христом Господом; ее возгревайте в себе молитвою и чтением слова Божия, святым усердием и ревностию к исполнению заповедей Божиих, подражая в сем ныне воспоминаемому угоднику Божию св. муч. Лукиллиану. Аминь.
9 июня 1896 г.