Проповеди на праздники:


Третье поучение на праздник Рождества Христова 1928г.

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, 

яко с нами Бог!

Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам,

Егоже начальство бысть на раме Его.

И нарицается Имя Его, велика совета Ангел. 

Чуден советник.

Бог крепок, Властитель, Начальник Мира. 

Отец будущаго века.

(Из последования Великого Повечерия.)

Этим гимном началось наше нынешнее торжественное богослужение. Когда мы слушали эти бессмертные божественные слова, сердце наше переполнялось трепетной радостью, надежда крепла в груди, благодарные слезы наполняли глаза. О, как много говорит христианскому сердцу этот бессмертный Божественный гимн.

С нами Бог! Kaк мало слов в этой краткой фразе, но как много счастья в её содержании.

Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Христос родился, и с этого момента Бог вступил в теснейшее, интимнейшее общение с человечеством. Для мира это имеет неизмеримо великое значение, так как в мире с людьми стал жить Бог, живёт и будет жить в нём пока стоит мир. И человечество перестало быть слабым и беспомощным. У руля великого корабля его жизни стоит Сам Бог. Он направляет эту жизнь, ведёт корабль земной жизни к вратам вечности, и за гранями гроба так же будет направлять жизнь в вечном Божьем Царстве.

Чтобы лучше нам уяснить себе  неизмеримое  значение для нас этого события, представим себе, какова была бы наша жизнь и какой была бы наша смерть, если бы Христу Спасителю  не благоугодно  было  родиться  и   примирить нас с Богом. Если бы Христос не принёс Себя в жертву, то Бог, по своему правосудию, должен был бы оставить нас, не быть с нами. Если бы над грешной землёй не  взошло  светлое Солнце Правды - Христос Бог наш - то земля была бы по-прежнему непроглядной тьмой и сенью смертной. И не озарялась бы тьма ни одним лучом  Божественной  благодати. Люди, эти страдальцы в сей юдоли плача, были бы сиротливы, слабы, беспомощны, так как тогда не было бы благих обетований. Не оставлю вас сиротами (Ин 14, 18). Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28, 20). Где двое или трое соберутся во имя Мое; там Я посреди их (Мф 18, 20). Мы придём к нему и обитель у него сотворим (Ин 14, 23).

А теперь? О, теперь совсем другое. Теперь эти святые обетования всецело принадлежат нам. Христос наполнил нашу жизнь целиком, без остатка, отчего жизнь получила массу света и благодатного тепла, излучающегося от великого духовного Солнца - Христа.

Окинем мысленным взором нашу жизнь и остановимся на некоторых наиболее острых её моментах. Вот мы совершили какую-нибудь подлость, гнусность, грех. А раз мы созданы по образу Божию и подобию и имеем, следственно, богоподобную душу, то, стало быть, скверна греха не в нашей природе. Если мы осквернили себя, то совесть - этот Божий голос в нашей душе - измучит, истерзает нас.

Всякий из нас по опыту знает, как тяжко носить в сердце безысходную муку греха, как тяжко жить с печатью Каина на челе, со стонами и мрачной мукой Иуды Предателя. И никто, никто в целом свете, не может смыть эту печать и успокоить истерзанное нравственной мукой сердце.

Как жить с таким сознанием? Где избавление от этого нравственного ада?

С нами Бог! Он ныне пришел на Землю, родившись от Девы. Взял на Свои рамена наши грехи и наши нравственные болезни, за них страдал, умер, и кровью Своей, пролитой за грехи людские, создал действительную и всецелую возможность для верующих в Него омытия и полного уничтожения греховной скверны.

Мы знаем, Он научил нас, как смывать со своего чела Каинову печать, скверну греховную, как не допустить  себя до отчаяния Иуды. И мы идём к подножию спасительного Креста, в слезах и воздыханиях изольём перед  Распятым свою грешную душу. Затем исповедь и святая Чаша. И омыта скверна нашей души, успокоилась  мятущаяся  совесть, и муку сменила тихая благодарная радость и любовь к нашему Спасителю. Если будут грехи ваши как  багряное, как волну [как снег] убелю!.. (Ис 1, 18). И это теперь навсегда, без всякого напоминания и без всякого остатка.

Кто дал нам эту радость избавления от скверны греховной. Почему она вообще стала возможной? Потому что  Бог с нами! С нами наш Спаситель, проливший за нас святую кровь Свою. А раз Он с нами и мы с Ним, то тут уже нет места греху.

Жизнь человека полна неизвестности, насыщена бедами и напастями, и человек бессилен рассеять эту тьму неизвестности, не в силах избежать несчастья. Он не знает за пять минут вперед, будет ли жив, будет ли благополучен. Он не знает, когда и какие беды его ждут. Не знает он ни час, ни дня своей смерти. Ни начала, ни конца своих страданий. А от этой неизвестности страх его еще более усиливается.

Всякий из нас знает, как страшно плавать по этому мрачному, клокочущему бурей бед и напастей, житейскому морю. Кто может избавить нас от этой бури опасности? Люди? Нe надейтесь нa князи, на сыны человеческия, в них же несть спассния (Пс 145, 3). В самом деле, что моут сделать люди, сами бессильные, слабые, сами подверженные  напастям?  Значит, никто в целом мире не спасёт нас? Значит, мы оставлены в  удел страху и отчаянию?

Нет, братие! Oтрок, который родился ныне, Бог крекий, Властитель, Начальник Мира, Он, как подлинным властный Хозяин Мира, и силу имеет и желание верных своих от напастей избавлять. Он с нами с момента  своего Рождества и до скончания века. Вот наш надежный Кормчий. Он и  из бури благополучно выведет корабль нашей жизни, благополучно введёт в тихую пристань. От этого сознания уничтожается страх и вселяется радостный покой. У руля нашей жизни стоит Христос, и мы не имеем страха. Если пойду и посреде сени смертной, не убоюся зла, яко Ты со мной еси (Пс 22, 4) Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог!

Неумолимая смерть ежедневно собирает свою жатву. Под её ударами падают наши знакомые, наши друзья, наши родные. О, как бы мы стали с ними расставаться, с каким чувством мы стали бы опускать их в холодный мрак могилы, если бы Христос не был с нами? Вера в то, что мы никому-либо, а Ему с pyк  на руки передаём свои  сокровища, что Он упокоит их в недрах Араама, Исаака и Иакова, уверенность, что молитвы Церкви и  наши  молитвы  не  будут для них бесплодны. Эта уверенность среди самих слёз и стенаний вселяет радостный покой в наши души. И всё это от того, что с нами Бог - Отец будущаго века.

Но вот мы и сами прожили жизнь и вплотную подошли к самому краю отверстой могилы. Холод жестокий, неумолимый холод смерти грозит сковать наши члены. Врач отошёл, теперь не нужна его наука. Близкие боятся говорить громко, безнадёжной толпой окружая постель умирающего. Все средства исчерпаны, впереди зияющая мраком могила. О, что должен чувствовать тогда человек? Но и тут, где, казалось бы, должно царствовать страху смертному, христианину блещет неземной луч радости. Тот Отрок, который родился ныне, Отец будущего века и здесь, у входа в этот будущий век, Он приходит и берёт душу христианина. И вводит её в обитель Небесного Отца. Там будущая жизнь является таким же источником радости, как и в земной жизни, но радости более совершенной, более полной.

О, как был прав Ангел Господень, говоря пастухам в ночь Рождества: Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Да, ныне родилась для нас великая радость. Целый сноп лучей неземной радости воссиял миру из скромных яслей Вифлеема и освежил, и согрел всю жизнь человеческую. Оттуда, из яслей Вифлеемских, протянулись к человечеству благодатные руки и послышался голос: Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас (Мф 11, 28).

Как же не радоваться нам ныне, братие, ведь с нами Бог, Бог крепкий, Властитель, Начальник Мира, Отец будущаго века!

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх