Проповеди на праздники:


Трактат 49 (из "Амфилохий"). Как понимать «Всякий грех и хула простятся человекам, а похулившему Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32)?

Наши блаженные отцы говорили то, что подобало говорить в их время, и не дали никакому пятну еретического мнения никакого повода осквернить сказанное. И теперь будет сказано то, что с точки зрения первого обстоятельства обладает не меньшей силой, а второго избегает еще лучше.

Итак, грех не прощается похулившим Духа Святого потому, что они не оставили себе даже того, через что удостоились бы прощения – ведь и прощение грехов дается Духом, как и Спаситель где-то засвидетельствовал, сказав: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23) – то есть Он учит, что прощение и осуждение грехов находится во власти и силе Духа. Посему очищение и снятие грехов священнодействуется через Духа, а хулящий Его и отказывающийся от Его спасения как может очиститься Им или освободиться от положенной ему кары и взыскания? И я думаю, что у тщательно рассматривающих уже не возникнет никакого вопроса, отчего произносящий хулу на Духа не найдет прощения.

Если же и купель нового рождения (Тит. 3:5) священнодействуется Духом, и оттуда струится дар и изливает Его благодать, а бранящие и хулящие Его как бессильного принести какую-либо пользу или выгоду – как, мол, вода и елей, прикасаясь к плоти, могут сотворить избавление от глубоко въевшихся рубцов греха и душевных страстей? – итак, заносящийся в безумии до того, чтобы произносить такую хулу на духовное возрождение и дар, ни в чем не уступающий самым наипрекраснейшим, и оттого не соглашающийся обрести совершенство дарованием Духовым, но ругающий его и насмехающийся над ним, вот такой человек, и прочие, кто извергает хуление, не получат прощения за хулу ни в сем веке, ни в будущем. Ведь и Спаситель утверждал, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Если же Духом называется не только в более частном смысле Всесвятой Дух, но и в более общем Пресвятая Троица (ибо «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24)), то ясно, что хулящий Духа, то есть распускающий богохульный язык против какой-то одной из сверхъестественных и единосущных ипостасей вседержительного и сверхсущного Божества, даже если он представляется невиновным в поругании и поношении в добродетелях и [образе] жизни, тем не менее, одержимый гораздо большим грехом и судимый за него, никак не получит прощения, ни в сем веке, ни в будущем.

Взгляни и вот с какой стороны. Спаситель называется Сыном Человеческим, потому что поистине стал человеком и, как утверждается, добровольно подвергся человеческим страстям, тем, в которых человеческая природа видится пребывающей без осуждения и порицания. Посему Спаситель в предложенном речении говорит, что хулящий и бранящий Сына Человеческого из-за человеческих дел, то есть из-за непредосудительных страстей, скажем, что Он испытывал голод и жажду, что мучился из-за страдания, что обливался потом, что, снедаемый страхом смерти, говорил о Своей скорби, что молился, что отказывался от чаши – итак, соблазняющийся из-за этих человеческих [признаков], через которые Спаситель давал распознать в Себе истинного Сына Человеческого, – тот легче может отбросить соблазн, и избежать хулы, и получить прощение грехов, видя, как для слепых словом создаются глаза, как хромые Богом посрамляют болезнь, а четверодневный в мертвецах насмехается над силой смерти, и все прочее, что Спаситель являл Божественным действием. Ведь каждое из этих [чудес] обладает необоримой силой, чтобы избавить соблазняющегося от заблуждения и хульного настроения, если, конечно, он не злобствует намеренно, – а если разум тщательно изучает их все в совокупности, разве это вскоре не обратит к богословствованию увлекаемого к хулению вещами человеческими и низменными? Тот же, кто злостно творит хулу из этих боголепных и сверхъестественных дел и старается из блага сделать зло, и, увидев Его изгоняющим бесов, говорит то:«Он одержим бесом» (Ин. 10:20), то: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9:34), то заявляет, оскорбляя Того, Кто с помощью грязи и слова создал глаза для незрячего от рождения, и превращая чудо в поругание: «Не от Бога этот Человек» (Ин. 9:16) – так вот, того, кто ничуть не становится лучше от Божественных и сверхъестественных Его дел, но скорее скатывается к худшему и распаляется к безумию, и ругает и хулит Благодетеля за то, за что следовало восхищаться Им и воспевать Его, что другое заставит обратиться, и пойти на попятный, и прибегнуть к покаянию, и получить прощение за злочестие и богоборство? Ясно же, что ничто иное.

Итак, похулившего Духа Святого, то есть Божественные знамения, и даже из-за них не отбросившего прежнее поношение, ничто другое не исправит – а если он не исправится, откуда возьмется прощение греха? Поэтому спасительное Слово, источник прощения, правильно и боголепно объявило недостойным никакого извинения того, кто усердствовал обратить Божественные деяния в хулу. Ибо он, не оставив себе никакого повода для раскаяния или исправления от поруганий и хулы против Духа, тем паче не будет удостоен и прощения. Ты видел Его едящим и пьющим и поэтому называешь любителем поесть и выпить вина? Видел принимающим мытарей, и это тебя подвигло объявить Его другом мытарей и грешников (Мф. 11:19)? Но у тебя остаются высокие дела, благодаря которым ты, отступив от таких оскорблений и прибегнув к покаянию, обретешь прощение. То, что Он говорил с женщиной, и притом самарянкой, и попросил у нее испить воды (Ин. 4: 7), заставило тебя мыслить о Нем низменно? Но как самарянка дала тебе повод для более приземленного мнения и представления, разве так же не станет она и учителем более возвышенного? Ибо она, вернувшись, звала весь город, говоря: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала» (Ин. 4:29). Даже это не ведет тебя к созерцанию Божественного и возвышенного, но, ухватившись за Его вопрос к ученикам: «За кого люди почитают Меня?» (Мф. 16:13), как за свидетельство незнания, ты считаешь Его одним из многих? Но разве ты не восходишь к боголепному мнению, слыша, как Он говорит ответившему: «Ты – Сын Бога Живого» (Мф. 16: 16), что «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17) и «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)? Человеческое ли это, или присуще лишь всемогущему и человеколюбивому Божеству?

Но это слова, и зрение еще не засвидетельствовало их, и еще не предстала очевидность дел? Видя, как слепые после рождения празднуют возрождение глаз и действием зрения прогоняют врожденный недуг; как глухие слышат, и ноги хромых выправляются словом, и мертвые восстают, и скалы расседаются при Владычнем страдании, солнце омрачается и вместо лучей и великого блеска облачается в скорбный вид и тьму; как пустеют могилы, и мертвецы вместе с живыми прообразуют и празднуют общее воскресение – видя это, как же ты не отступил от того, благодаря чему собрал для себя соблазны и уязвил свой ум, как же, с великой спешкой и скоростью прибегнув к покаянию, не показал исправления, чтобы через него приобрести и прощение грехов? Но ты не позволяешь даже таким вещам смягчить ослепление твоего сердца, и еще больше усердствуешь в утверждении безумия и богоборства, и то из-за излишнего и несвоевременного пристрастия к субботе бранишь Божественные знамения, которые выше субботы, то, не имея субботы в качестве повода для хулы, и видя, как народ освобождается от бесовской напасти, прибегаешь к Веельзевулу, то, лишенный всякой возможности придумать и такой предлог, решаешь взять себе в помощники и союзники убийство и смерть, и простираешь преступные руки и намерения, чтобы вернуть к ней того, кого она не могла удержать четверодневным мертвецом (ведь «иудеи искали убить и Лазаря» (Ин. 12:10)), и в конце концов осуждаешь Совершившего эти чудеса на крест и смерть, и просишь стражу, и накладываешь печати на мертвеца и на гроб, и – что самое бесстыдное, и превосходит всякое безбожие, и никоим образом не оставляет никакого извинения – измышлением кражи похищаешь воскресение, не будучи смущен и переубежден даже таким чудом, превосходящим все от века совершенные невероятные и сверхъестественные дела, но замыслив против него тем большее злодеяние, чем большее преимущество это чудо имело перед другими? Посему тот, кого ничто из блистательно сияющего присущими Божеству достоинством и необоримой силой, то есть из деяний и свершений Духа, не явило передумавшим или покаявшимся от тех дурных и душепагубных представлений, которыми он измучил и изъязвил самого себя из-за человеческого [во Христе], и кто, напротив, своими дерзкими поступками сделал даже из Божественного прибавление безумия и вящее богоборство – ясно и очевидно, что таковой не оставил себе ничего, благодаря чему он предпочел бы лучшее дурному и жарким и скорым покаянием разрешил бы предыдущие согрешения, и что он вовсе не удостоится прощения, ни в сем веке, ни в будущем.

Есть и такие, которые «ни в сем веке, ни в будущем» понимают в другом смысле, и разрешение недоумения получается проще и легче. Моисеев закон, говорят они, наказывает смертью произнесшего хулу на Бога, не уделяя ему никакого извинения или прощения, и на это указывает то, что похуливший не прощается в настоящем веке. Поэтому, по их словам, логично думать, что хулящий Духа Святого не только от Бога и в будущем веке понесет наказание и получит возмездие за хулу, но и в нынешнем подвергнется последней каре, потому что Моисеев закон постановляет побить камнями и изгнать из жизни того, кто отверзает против Бога проклинающие уста, то есть оскорбляет хулами Божество, от сущности и господства Которого есть и Дух. Так что Дух явственно провозглашается Богом, пусть богоборцы так и не думают, Дух, Которым Создатель природы Божественно творил превосходящие слово дела, говоря: «Я перстом Божиим изгоняю бесов» (Лк. 11:20), называя Духа перстом из-за неотличимости сущности и самовластного действия. Однако он говорит, что изгоняет бесов Святым Духом не потому, что не мог бы [это делать] Сам от Себя, но в поучение о том, что во всех Его боголепных делах соприсутствует действие Отца и Духа как единосущных, и соприродных, и изъявляющих одну и ту же волю. Поэтому Он и говорил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), и: «Я говорю не от себя» (Ин. 14:10), и: «Я перстом Божиим изгоняю бесов», и все прочее, что священными речениями учит о соприродности и единстве силы и воли.

Как мне известно, некоторые говорили, что в то время, когда было произнесено это Владычнее утверждение, его действенность была ограничена – ведь тогда еще не настало воскресение, и не было явлено вознесение на небо, и Дух еще не сотворил учеников самопроизвольными и всеобщими витиями для всей вселенной. И пока еще не произошли эти сверхъестественнейшие вещи, хулящий Сына Человеческого и спотыкающийся о человеческое найдет прощение – ведь тогда достоинство Божества еще было для них заслонено плотью – а хулящему Духа не будет дано прощение ни в ту пору, ни в будущем веке, потому что у таковых не было никакой преграды, чтобы не видеть превышающее слово действие и сияющие через него лучи Божества.

Других же предложенное изречение приводит к иной мысли. Какой? Они говорят, что поскольку купель, вершащая прощение Духом Святым и огнем, еще не была провозглашена открыто, похулившему Божество нельзя было найти прощение, потому что невозможно было и приобщиться к новому рождению и проистекающему оттуда очищению – поэтому естественно, что похуливший Духа Святого никоим образом не получает прощения в сем веке, а поэтому и в будущем.

Проповеди на праздники:

Наверх