Трактат 35 (из "Амфилохий"). Почему не противоречат друг другу увещание первоверховного из учеников, гласящее: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ» (1 Петр. 3:15)...
Почему не противоречат друг другу увещание первоверховного из учеников, гласящее: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ» (1 Петр. 3:15), и Владычнее приказание, повелевающее тем, кого ведут на суд царей и правителей давать отчет за веру, не заботиться заранее об ответе (Мф. 10:18–20)?
Потому, о наилучший из любителей священных слов, что и то, и другое изречение, хотя они и облечены в различные выражения, имеют в виду одно и то же. А то, что ведет к одному и тому же деянию и повелевает настраивать волю по одинаковым законам, не будет противоречиво – далеко до этого! Ведь быть готовыми означает нисколько не медлить с ответом на вопрос, и предполагает, что спрашивающим отвечают без сомнения в помыслах, – а не заботиться заранее и не превращать час дерзновения в час размышления, и не смущаться разминкой, когда уже идет состязание, сходится и сообразуется с той же самой мыслью. Ибо готовый свободен от заботы, и беспокойства, и сомнения – тому же, чей разум свободен от этого страстного расположения, нет никакой нужды заранее заботиться, или разминаться, или разделяться между наступившими соревнованиями и [предварительными] упражнениями. Но хорошо продуманная, не сдвигаемая размышлениями устойчивость, со временем и навыком дающая несомнительное суждение, – вот что несет в себе поборник благочестия, и при содействии благодати Пресвятого Духа он готов и доставить пользу наставления желающим научиться, и с твердостью и неколебимостью ума противопоставить пытающимся браниться и издеваться строгость учения, и обличение заблуждающегося мнения, и непорочность благочестия. Ибо твердость и устойчивость воли делает стремящихся к научению более внимательными и умеет отражать злокозненность и досадительность злоумышленников.
Поэтому вышесказанное настолько далеко от противоречия друг другу, как и ты теперь можешь видеть, что ни в чем не уступит превосходства никаким другим согласным и совпадающим вещам, и настоящее рассмотрение и исследование этих речений стоит никак не на втором месте по единомыслию и согласию. Если же, согласно некоторым, одно сказано тем, кто бездействует до состязаний, чтобы они не стали небрежными и мало думающими об истине, а другое – уже вступившим в состязание, чтобы когда их поведут на скорый суд и истязание, твердость их веры не поколебалась из-за робости, то и такая расстановка и распределение речений согласно различию предметов наряду с отсутствием всякого противоречия, становится великим и непреложным свидетельством Владычнего промысла и содействия. Утихли гонения? Проводи время в занятиях священными Речениями. Возобновляются и беснуются против истины? Ничего не бойся и не смущайся, и, оглядываясь на недостаточную, если так случится, подготовку, да не покажешь тиранам свою душевную решимость оробевшей. Ибо у тебя есть Владыка, за Которого ты состязаешься, не только восполняющий недостающее, но и дарующий гораздо более щедрое содействие и силу.