Трактат 32 (из "Амфилохий"). Что означает «лопата Его в руке Его» (Мф. 3:12) и так далее?
Поскольку Предтеча, проповедуя Спасителя, рассказывал, богословствуя о Нем, наряду с прочим, и то, что Он будет крестить приходящих к Нему огнем и Духом (Мф. 3:11) – а «будет крестить» показывает и представляет богатство дара и изобилие благодеяния, потому что Доставляющий искупление и усыновление со всех сторон орошает нас вечнотекущими потоками благодати, – то сказав об этих спасительных вещах, исполненных великой щедрости по отношению к нам, он, чтобы кто-нибудь не решил, будто желание и сила даровать нам столь великие дары и настолько облагодетельствовать у Спасителя есть, а покарать и наказать виновных и непослушных у Него не остается никакого основания, ради этого прибавил, исправляя их самообман: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое». То есть, что Он не только Благодетель и щедрый Податель благ для пригодных, но и наказывает за беззаконные дела и карает за преступления.
Ибо "лопата в руке Его« [сказано] вместо: «Он скор на карательное возмездие за дурные деяния, как и на вознаграждение за добрые, – поэтому сила и власть, отличающая и отделяющая подлежащих каре от достойных благодеяния у Него под рукой и в руках». Поэтому зерно, которым здесь назван сонм праведных, Он собирает в горние обители, в амбары, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6:20). У кого же прегрешения влекут за собой нераскаянное прибавление зла, тех Он отошлет в огонь неугасающий, исполняющий над ними нескончаемую кару. И лопата в Его руке правильно намекает на быстроту и готовность – ведь Он отделяет худших от лучших не длительным изучением и исследованием помыслов, но сразу и незамедлительно отсекает спасенную часть от наказуемых. Ибо [как только] Он пожелал, следует разделение, совершается суд и с ним совершается карательное возмездие – ведь пред Богом все мгновенно. Потому что карательное действие и возмездие есть тоже помощник и слуга Божиих приговоров, как и высшее воздаяние награды, через которое нам достается лучшее.
Однако зерном Священные Речения называют тех, кто, сохранив изначальное благородство, соблюли до самого плодоношения неподдельность и чистоту брошенного Богом в естество родоначального и спасительного семени; а соломой и пищей огня – тех, у кого приросшая примесь плевелов задушила духовный посев и сделала его бесплодным, и чаемую зрелость плодов отбросила в бесполезный мусор.
А «будет крестить Святым Духом и огнем» [сказано] не потому, что две разных по природе вещи составляют одно действие и совершенство крещения (ведь что еще понадобилось бы там, где действует Дух? И что за добавление восполнило бы место недостающего?), но «огнем» здесь добавлено, чтобы возвестить очистительную силу и действие Духа. Ибо поскольку дарования Всесвятого Духа различны, а к боголепным Его действиям принадлежит и очистительное, уничтожающее худшее вещество, и у тех, кого это действие присещает, оно переплавляет всю природу целиком, так что уже невозможно спрятаться и утаиться ничему из загрязняющего ее, – вот поэтому, сказав «Духом Святым», он прибавил «и огнем», в смысле Духом Святым, очищающим и истребляющим живущие в нас злые страсти, очищаясь от которых с помощью огненного и резкого, а вместе и переплавляющего действия, мы удостаиваемся святости. Потому что Бог наш есть огонь, поядающий (Евр. 12:29) как всякую прочую тлетворную порочность, так и ту, что проникла и внедрилась в нашу природу от невнимательности.