Трактат 18 (из "Амфилохий"). Как нужно понимать «Да не явишься предо Мною пуст» (Исх. 23:15)?
Некоторые говорят, что следует пойти и поклониться Богу и принести те дары, которыми располагаешь, не потому что Бог имеет нужду в них (ибо чего может недоставать Богу?), но поскольку приносящий и от этого получает благодеяние. Ибо разве не будет вкушением дивного попечения и благодеяния то, в чем кто-либо удостаивается плодоносить Богу, и открывать через внешние [проявления] внутреннее благочестие, и посредством умилостивления связывать себя как создание с Создателем, когда одно верно и усердно приносит, а Другой милостиво принимает? И что иное, если не это, может быть важнее и драгоценнее для разумного существа в смысле благодеяния и попечения, что приятнее и милее?
Но более подходящим было бы подразумевать здесь добродетель и благочестие, без которых никогда не следует являться перед Богом – ибо лишенный добродетели и благочестия, даже если он по видимости приходит к Богу, не увидит Его и не будет видим Ему – ибо нечестивый не увидит славу Божию и грешник не поведает оправдания Его (ср. Пс. 49:16), но и Господь не знает делателей беззакония и не взирает на них благосклонным и дружественным оком. Посему следует приходить к Богу, лишь неся в душе добродетель и благочестие как дары, и исполнить Владычнее повеление, гласящее: «Да не явишься предо мною пуст».
Следовало бы и в изысканиях о Боге и Божественном не быть лишенным благоговения и духовного суждения, ибо «душевный человек не принимает того, что от Духа» (1Кор. 2:14), и опрометчиво бросающийся на исследования о Боге никоим образом не отыщет истину (ибо сказано: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3)), однако рассматривающий и исследующий то, что от Духа, духовно и с благоговением, придет к обретению истины и не обманется в своих стараниях – ибо неложен Тот, Кто обещал: «Просите, и дано будет вам; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).