Трактат 117 (из "Амфилохий"). Письмо Евсхимону, архиепископу Кесарийскому (Письмо 247) (О римском гражданстве Павла)
Как славный Варнава, поистине сосуд кротости и сострадания, по крови предков будучи иудеем, по месту рождения вел род с Кипра, и как ученый Аполлос, достигший с проповедью Эфеса и перешедший в Ахею, был иудейского племени по происхождению родителей, но по месту жительства считал родиной Александрию, так и священный Павел, происходивший из иудеев и принадлежавший к колену Вениаминову, имел родиной Таре, поскольку родители его поселились в эллинском городе. И опять-таки, как тысяченачальник, происхождением и отечеством очень далекий от рода римлян, по его собственному признанию, за деньги был возведен в их славу; и как город Филиппы, будучи главным городом провинции Македония и не имея никакого права на родство с римлянами, тем не менее сумел украситься его именем (ведь хозяева служанки, в которой был дух прорицательный, негодуя на глашатаев истины и влача к начальникам освободивших это создание от беса, поскольку исцеление одновременно изгнало и их доход, говорили: «Сии люди, будучи иудеями, возмущают наш город, и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять» (Деян. 16:20–21), – видишь, как филиппийцы величают себя званием римлян?), и вновь, как после этого Иосиф, произросший от подлинного еврейского семени, и унаследовавший в качестве родины сам Иерусалим, будучи священником от священников, однако же кроме звания римлянина получил и наименование Флавия, которое фамилия Веспасиана давала как почесть тем, кто мог похвалиться родством с римлянами, причем Иосиф, называя себя римлянином и Флавием, не только никогда не был уличен в присвоении гражданства, хотя многие из зависти нападали на него, но даже не был обвинен в этом; а если угодно, и как сам город Иерусалим, несколько поколений спустя получив по фамилии Адриана наименование Элии, вошел в римский род, так сказать, по постановлению – итак, как все они, принадлежа к иноплеменному роду и отечеству, были приписаны к римскому гражданству, так и родители боговещанного Павла, жившие по иудейским законам не в тайне, но в чем-то и превосходившие большинство, не были сочтены недостойными стать членами римской фратрии посредством записи, отчего и премудрый Павел не был в неведении относительно римского благородства, доставшегося ему в наследство от отца.
В дальнейшем пусть твоей заботой станет не только недоумевать, но гораздо более искать и любить подходящие разрешения. Ибо если кто-то пытается решать диалектические вопросы с помощью неопосредствованных, первичных и непроизводных (τῶν καθ ’ αὑτό) [положений], то он, вызвав смех, не избежит и обвинения во лжи, как и требующий геометрических доказательств в риторике, и пытающийся в математических теоремах приводить обыденные и поверхностные обоснования – и нечто подобное, чтобы не сказать еще более безобразное, происходит с теми, кто подходит к историческим вопросам не исторически, а черпает надежды на познание истины в другой области.