Проповеди на праздники:


Толкование отдельных образов Откр. Число «зверя» (Откр.13:18)

Обозрение содержания Откр. дает материал для выводов. Мы видели, что яркие и друг на друга не похожие образы Откр. имеют разное происхождение. Многие восходят к Ветхому Завету, корень других теряется в мифологических представлениях древних языческих религий. Наиболее наглядным примером последних является, как мы видели, образ жены, облеченной в солнце, в Откр.12. Языческое происхождение этого образа не должно смущать христианских читателей Откр. Откровение на языке эпохи было понятно и тайнозрителю, и его читателям. Но в языческих образах он прозревал и своим читателям указывал глубокий христианский смысл. Это же касается и очень многочисленных исторических образов. Мы с ними имели дело на всем протяжении Откр. Они часто отличаются такой конкретностью, что дают материал для суждения об исторических отношениях эпохи. Так, мы имели возможность широко использовать исторический материал в обращениях к семи Церквам. Мы видели, что о гонении на Церковь свидетельствуют и другие подробности, рассеянные на протяжении всей книги, и что образ адской конницы в Откр.9 мог быть навеян войнами с парфянами.

Особого внимания требует толкование Вавилона, зверя и блудницы на звере в смысле Рима. В чередовании образов, семь голов зверя не только символизируют семь холмов, на которых построен Рим (Откр.17:9), но и семь его царей (Откр.17:10). При этом не одни только головы зверя означают римских императоров, но и зверь как таковой, олицетворяя Рим, отожествляется с одним из его императоров, именно с тем, который как первый гонитель произвел на христиан особенно сильное впечатление. В Откр.17 к нему относятся 8 и 11. Речь идет о Нероне. В народных массах Римской империи жила молва, что Нерон не кончил самоубийством, как об этом официально сообщалось, а бежал на Восток и оттуда имеет вернуться во главе парфянских полчищ (Nero redivivus). Эта молва и получила выражение в образе Откр.17. Ожидая перед мировым концом нового страшного гонителя, христиане рисовали его себе с чертами Нерона. Антихрист будет, как Нерон. Мы узнаем его черты и в образе первого зверя Откр.13 (ср. особенно Откр.13:3). К Нерону относится и «число зверя» в Откр.13:18. Подавляющее большинство ученых всех направлений читает в наше время 666 как гематрию, т.е. как сумму числовых значений тех букв еврейского алфавита, из которых составляются два слова Kesar Neron.

Это чтение числа зверя представляется тем более оправданным, что в некоторых древних рукописях и переводах встречается и параллельная форма 616, известная и Иринею. Читаемое как гематрия, это число дает в еврейской транскрипции два слова: Kesar Nero. Nero есть латинская форма имени императора в именительном падеже. Существование параллельной формы доказывает правильность предлагаемого толкования. Но для читателей Откр., в большинстве эллинистического происхождения, оно ни в какой мере не было самоочевидным. Надо думать, что распространение Откр. сопровождалось устным комментарием. В третьем поколении Иринею, главному хранителю Иоанновского предания в Церкви, это толкование уже не было известно. Он тоже склонялся к пониманию числа зверя как гематрии и предлагал свое решение, и даже не одно, а несколько. Точного значения он уже не знал.



Проповеди на праздники:

Наверх