Точки соприкосновения Иак. и Евр.
Решение вопроса о происхождении Послания апостола Иакова должно отправляться от суждения о тех точках соприкосновения, которые наблюдаются между ним и Евр. Наибольшего внимания требует ссылка в том и другом Послании на жертвоприношение Исаака (Евр.11:17–19; Иак.2:21–23) и на подвиг Раав (Евр.11:31; Иак.2:25). При этом замечательно, что для составителей Евр. и Авраам, приносивший в жертву Исаака, и Раав – подвижники веры, а для Иакова – пример оправдания делами. По учению Иак., в делах получает исполнение вера. Но, сопоставляя приведённые тексты, читатель не может отрешиться от впечатления, что ударению Евр. на вере Иаков противополагает ударение на делах. Больше того, в Евр.6:1 и Евр.9:14 упоминаются «мёртвые дела». Наиболее распространённое и в древности, и в наше время понимание «мёртвых дел» в смысле грехов едва ли отвечает мысли составителей Послания. Богословие Евр. есть богословие ап. Павла. Павел не только направлял свою полемику против дел закона (ср., напр., Рим.3:27–28, Гал.3:2), но и противополагал животворящий Дух, действующий в Новом Завете, мертвящей букве закона (2Кор.3:6–7). Дела закона, для Павла, воистину мёртвые дела. Замечательно, что в Евр.6:1 они сопоставляются с верой. Тем большего внимания требует, что в той же гл. Иак.2 своего Послания (ст. Иак.2:17, 20, 26) Иаков говорит не о мёртвых делах, а о вере мёртвой без дел. Мёртвым делам противополагается мёртвая вера. И, наконец, последнее сопоставление. В Евр.6:6 отпадение – и в этом случае от веры – образно обличается как повторное распятие и поношение Сына Божия. В Иак.5:6 обличение неправедных богачей заканчивается указанием их последней, тягчайшей вины: «Вы осудили, убили Праведника: Он не воспротивился (οὐκ ἀντιτάσσεται, Praesens historicum, буквально: «не противится») вам». Под праведником (с маленькой буквы!) современные толкователи чаще всего разумеют праведного бедняка – иначе говоря, толкуют это слово в смысле нарицательном. Древние видели в Праведнике (с большой буквы!) Самого Христа. Это понимание согласно с словоупотреблением Деян. (Деян.7:52, 22:14, ср. Деян.3:14). В таком случае мысль Иакова была бы о соучастии неправедных богачей в грехе современных Христу иудеев, которые возвели Его на Крест. Образ Иак.5:6 повторял бы образ Евр.6:6. Но в Иак. он относился бы не к отпадению от веры, а к злым делам. Приведённые нами три пары текстов говорят об одном и том же: они заставляют понимать Иак. как ответ на Евр.