Терминология степеней священства в апостольский век
В Флп.1:1 «диаконы» во множественном числе упоминаются наряду с «епископами» тоже во множественном числе. Трудно допустить, чтобы в маленькой Филиппийской Церкви было несколько епископов, в историческом смысле этого слова. Вызвав в Милет Ефесских пресвитеров (Деян.20:17), ап. Павел обращается к ним, как к епископам (Деян.20:28, русский перевод: «блюстителями», есть толкование, сознательно затушёвывающее трудность). То же смешение понятий мы встречаем в Послании к Титу (Тит.1:5 и сл.), и вероятно, и в 1Тим., где термин «епископ» (1Тим.3:1 и сл.) должен иметь тот же смысл, что и в Послании к Титу. Епископское служение в нашем смысле слова, несомненно, существовало в апостольский век. Его носителями были сами апостолы и те же Тимофей и Тит, поскольку они поставляли чрез возложение рук пастырей Церкви (ср. 2Тим.1:6; 1Тим.5:22; Тит.1:5). Но епископским тогда это служение, по всей вероятности, ещё не называлось. Эта осторожность должна распространяться и на другие термины, которые в истории приобрели определённое значение. Не исключена возможность, что иерусалимские пресвитеры были членами Совета, управлявшего Церковью. Этот Совет, как думают некоторые исследователи, мог быть организован по образцу иудейского Синедриона, в котором председательствовал первосвященник, тем более, что в иудейском представлении прототипом Синедриона были семьдесят старейшин Израилевых, с Моисеем во главе (ср. Чис.11:16). При таком понимании иерусалимских пресвитеров, председателем их Совета должен был быть Иаков.