Теория устного предания

Устное предание продолжало существовать наряду с возникавшими письменными памятниками, и само подвергалось их влиянию. Но тот, кому принадлежит запись евангельских текстов на вновь найденных папирусах II в., работал, по всей вероятности, не иначе, чем работали составители наших канонических Евангелий. Не может быть сомнения в том, что и они пользовались устными источниками. Вообще, теория устного предания как источника наших Евангелий, в свое время отвергнутая наукой, в настоящее время снова полагается в основание решения евангельской проблемы. И её возрождение покоится на убеждении, что память восточного человека сохраняет свидетельство предания не менее прочно, чем любой письменный материал. Конечно, ошибки были неизбежны, об этом говорят и вновь найденные папирусы в сопоставлении с Евангелиями, и существование нескольких параллельных линий устного предания. Но известно, что и поучения иудейских раввинов заучивались их учениками наизусть (а Иисуса Его современники называли: «Равви!»), и исследование устного творчества современных дикарей свидетельствуют о прочности памяти, когда она обходится без помощи письма.


Проповеди на праздники:

Наверх