Проповеди на праздники:


Тема рабства в Посланиях ап. Павла

Тема Филим. есть рабство. Это, конечно, не значит, что мы должны, вместе с некоторыми либеральными критиками, толковать Флм. как нарочитый «трактат о рабстве». Флм. есть личное письмо ап. Павла, вызванное частным случаем, но по поводу этого частного случая Павел высказывает, в обоснование предлагаемого им решения, мысли, выражающие его принципиальное отношение к проблеме рабства. Во–первых, из тех намёков, которые мы уловили в Флм.1:14–21, мы вправе вывести, что состояние свободное он ценит выше, иначе говоря, считает более соответствующим достоинству христианина, чем состояние рабское. Ту же мысль ап. Павел высказывает в 1Кор.7:23 (и, может быть, в 1Кор.7:21, хотя он и понимается разными толкователями по–разному). Но, ценя свободу, ап. Павел не думает об отмене рабства как социального института. Как и в Кол.4 и Еф.6, он открыто признаёт, что рабы имеют обязанности по отношению к господам. Признавая эти обязанности, он и возвращает Онисима к Филимону. Но отношения между господами и рабами получают высший смысл, а вместе с тем и полную переоценку во Христе. С этими же мыслями мы встречаемся в Кол. и Еф., а еще раньше – в 1Кор.7:22. Об этой переоценке и говорит нам Флм., и несомненно, что она касается не только отношений между господами и рабами, но распространяется и на все человеческие отношения вообще. Можно сказать, что дело Онисима заставило ап. Павла поставить не только проблему рабства, но и проблему мира во всём его объёме. Все временные ценности возводят к Господу, но и обесцениваются в своей условности.


Проповеди на праздники:

Наверх