Проповеди на праздники:


Тайная вечеря как пасхальная трапеза

Из событий последней вечери нашего внимания требует, в первую очередь, самая трапеза. Из повествования о вечере вытекает, что трапеза была целью вечери. Двум Своим ученикам – Лк. называет имена Петра и Иоанна – Господь поручил приготовить Пасху (Лк.22:8). Нет надобности думать, чтобы у Иисуса было предварительное соглашение с хозяином дома (Мк.14:12–16; Лк.22:7–14, ср.; в более схематическом изложении, Мф.26:17–19). Тем не менее из евангельского рассказа можно вывести, что какие-то отношения между ним и Иисусом уже существовали, когда Иисус избрал его дом для совершения Своей последней Пасхи. В предании Церкви довольно прочно укоренилось представление, что последняя вечеря Господа с учениками была совершена в той же Сионской горнице, где ученики собирались по Вознесении (Деян.1) и где на них сошел Святой Дух (Деян.2). Это представление ведет к отождествлению ἀνάγαιον Мк. (Мк.14:15) и Лк. (Лк.22:12) с ὑπερῷον Деян. (Деян.1:13). В русском переводе оба греческие слова переданы одним: «горница». По существу, отождествление должно быть признано вероятным, поскольку в чужом городе пришельцы из Галилеи не могли располагать большим выбором помещений. Но положительных данных в пользу этого предания мы не имеем. Еще рискованнее было бы утверждать, что местом последней вечери и сошествия Святого Духа был дом Марии, матери Иоанна-Марка, где верующие собирались впоследствии (Деян.12:12). Единственным аргументом в пользу этого последнего отожествления был бы рассказ евангелиста Марка (Мк.14:51–52) о нагом юноше в Гефсиманском саду, о котором будет речь впереди.

Мы уже видели, что отрицать пасхальный характер последней трапезы Господа с учениками можно не иначе как при условии исправления текста. Но если её пасхальный характер должен почитаться доказанным, эта Пасха была последняя Пасха Иисуса (ср. Лк.22:15–16) и вообще последняя ветхозаветная Пасха. В путях Божественного промышления ветхозаветная Пасха имела значение прообразовательное. Она прообразовала жертву Христову на Голгофе и бескровную евхаристическую жертву в Церкви. Последняя вечеря Иисуса была последняя перед Страстями, и на ней Он установил Евхаристию.


Проповеди на праздники:

Наверх