Проповеди на праздники:


Святые первоверховные апостолы Петр и Павел 1953г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вера, надежда, любовь - эти христианские добродетели неразрывно связаны с личностью каждого святого апостола. Но по особенному внутреннему складу особенно свойственна каждая из них в отдельности трем апостолам: Иоанну принадлежит имя апостола любви, Павлу- апостола веры, Петру- апостола надежды.

Остановимся коротко на последних двух апостолах, день которых  и празднуем. Апостол Павел (бывший Савл) получил блестящее образование в знаменитой школе Гамалиила. Он есть образец веры: будучи ревностным хранителем веры иудейской, хотя и затемненной книжниками и законниками, он выступает ревностным гонителем Христа. Но потом, вразумленный чудесным явлением Спасителя, становится ревностным христианином, апостолом веры Христовой,  за которую и принял мученический венец.

Апостол Павел поистине может назваться пятым евангелистом, потому что из всех его посланий и апостольских трудов можно составить описание основных фактов жизни Спасителя. За его проповедь язычникам он назван апостолом языков, а за огромные апостольские труды первоверховным.

Другим  первоверховным  апостолом называется Симон-Петр, Ап. Петр, сын рыбака, по складу горячий и пламенный. Смесь сомнения и веры, что и составляет сущность надежды. Потому он и называется апостол надежды. Вот примеры:

1) В порыве веры Петр по разрешению Христа бросается в воду, идет по воде. Но сразу же обуревают его сомнения, и он начинает тонуть. Христос сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?»

2) Он первый, выражая веру всех апостолов, исповедует Христа Сыном Божиим, пришедшим в мир для спасения людей, и тут же, отзывая Спасителя, уговаривает Его не идти на крестные страдания, так что Спаситель говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн».

3) Петр со всей пылкостью уверял Христа (перед страданиями Спасителя), что он не отречется от Него, даже если придется и умереть за Него, но в ту же ночь с клятвой трижды отрекается от Христа.

4) По воскресении Христа Петр с Иоанном бегут ко гробу Христа, видят лежащие пелены, и Иоанн увидел и уверовал, а Петр пошел, дивясь бывшему.

Но, несмотря на это, на его сомнения и робость, Господь назвал его Петром, Камнем, основанием, потому что он первым исповедовал Христа Сыном Божиим. Именно это исповедание веры во Христа, а не сам по себе Петр, как человек, и есть камень, основание веры. Именно на таком исповедании верующих христиан основана Церковь Христова, и все верующие  христиане  есть камни,  предназначенные в домостроительство Божие.

Но, к сожалению, этот первоверховный апостол, так много положивший труда в проповеди Христовой, принявший мученическую смерть на кресте, явился также и камнем преткновения для руководителей католической Церкви. Они для оправдания главенства Папы посчитали апостола Петра главой апостолов. Но никогда и ни в чем апостолы не считали Петра своим верховным  главой,  и  сам Петр  не считал себя таковым. Потому что, во-первых, Сам Христос сказал: «Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы братья»; во-вторых, мы нигде не находим свидетельство Священного Писания, чтобы Петр своей властью послал кого-либо из апостолов на проповедь, но наоборот, апостолы посылают; в-третьих, когда Иисус Христос по Воскресении Своем явился ученикам при Тивериадском озере и троекратным вопросом: «Симон Ионин, любишь ли Меня?» как бы загладил его троекратное отречение и восстановил в апостольстве, и в заключение сказал ему: «Иди за Мною». Когда же, Петр, увидев, что Иоанн также следует за Христом, спросил: «Господи, а он что?», то Спаситель сказал ему: «Что тебе до того, ты иди за Мною?» Так Спаситель яснее ясного указал, что власть Петра никак не может распространяться на других апостолов. Это видно также из дальнейшeгo. Когда потом возник вопрос об обрезании, то никто не решал этот вопрос самостоятельно: ни Петр, ни другие апостолы,  а для этого собрали Апостольский собор в Иерусалиме. Председательствовал на этом соборе вовсе не Петр, а Иаков, резолюцию которого и принял Апостольской Собор. И вот теперь, надо полагать, апостолы, и особенно сам апостол Петр, с сожалением смотрят на все эти человеческие заблуждения.

Мы же должны со смирением обращаться с молитвой к святым апостолам о вразумлении нас грешных и об укреплении в нас истинной православной Христовой веры. И особенно в этот день – день памяти первоверховных апостолов, взывать: «Святые первоверховные апостолы Петре и Павле, молите Бога о нас!»

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх