Проповеди на праздники:


Святой великомученик и целитель Пантелеимон, 1959 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Многому нас учит житие вспоминаемого сегодня святого великомученика и целителя Пантелеимона. Но в первую очередь оно нас учит тому, как нужно побеждать зло в мире. Вся жизнь святого великомученика Пантелеимона и весь его мученический подвиг есть исполнение слов Священного Писания: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). Многим это непонятно. Они возражают: «Как? Если зло встречать добром, то по своему неудержимому свойству зло поглотит весь род человеческий, весь мир». Но напрасно они так думают. Вот предположим, что мы решили бы употребить такое же оружие, с каким на нас нападают, и поступать по праву равного воздаяния: обиду за обиду, злословие за злословие, рана за рану. Будет ли таким образом побеждено зло? Ведь если воздано раной за рану, то стало двое раненых вместо одного. Следовательно, зло удвоено, а не прекращено, потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечит тем самым своей. Обида, возданная за обиду, не только не уничтожает сделанного зла, но и не останавливает его, а наоборот усиливает зло. Ибо в ком было достаточно зла, чтобы начать обиду, в том почти всегда найдется еще более зла, чтобы отвечать на взаимную обиду. Таким образом должна произойти цепь обид. И так как каждый воздающий за обиду естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственней предыдущей. Отсюда ясно, как жизненно верно сказано в слове Божием: если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Тал. 5, 15). Итак, зло окончательно и по-настоящему побеждается только добром. Это христианское правило имеет столь очевидный и великий опыт, что он должен ободрить всякую робость, разрешить все недоумения.

Так вот, возьмем пример из истории самого христианства. Вначале христианства какое огромное зло ополчилось на него. То было зло целого мира. И напротив, каким малым и немощным было вначале христианство. По отношению к мировому злу оно было ничтожно, как зерно горчичное. И однако оно победило весь мир! Как? Благим злое, именно: неверие верой, порок и разврат благочестием, несправедливость великодушием, жадность и грабительство добродетелью и вольной нищетой, лукавство прямодушием, вражду и ненависть любовью, грубую силу и ярость мучителей мученической кровью. И всемирное зло язычества исчезло. И благо христианства овладело миром.  

Христианин! Неужели ты подумаешь, к унижению и оскорблению христианства, что наше время труднее или какое-то иное, и нам нужно бороться против зла злом? Тогда будут относиться к нам строгие запретительные слова Спасителя, сказанные ученикам, когда они хотели небесным огнем уничтожить нечестивцев, отвергнувших Христа: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). Ибо истинная добрая победа состоит не в том, что ты сделал зло врагу, но чтобы враг не мог сделать зла тебе в твоем сердце, в твоей душе. Как и говорит Христова вера: «Если хочешь изменить мир, то изменись сам, воспитай свое сердце, и тогда враг силой Христовой будет бессилен против тебя».  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх