Святой пророк Моисей, 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Наша христианская вера сверхъестественная, богооткровенная. История с предельной ясностью доказала, что естественные познания людей разноречивы и оказались совершенно беспомощны для руководства к спасению и вечной жизни. Поэтому Господу Богу угодно было через святых пророков и апостолов указать всё необходимое для спасения. Пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, а по вдохновению от Бога. Господь очищал их души и просвещал их разум, и открывал недоступные естественному познанию тайны и будущее. Поэтому их писания называются богодухновенными.  

Первым таким богодухновенным писателем, записавшим Божественное Откровение, является пророк Моисей, память которого сегодня празднует Святая Православная Церковь.  

Жизнь святого пророка Моисея подробно описана в Священном Писании. Мы же скажем о жизни пророка Моисея краткими словами апостола Павла: «Верой, — говорит апостол, — Моисей по рождении три месяца скрываем был своими родителями, ибо они видели, что дитя прекрасно и не устрашились царского повеления. Верой Моисей, придя в возраст, не захотел называться сыном дочери фараоновой, но лучше согласился страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение». Святой пророк Моисей именуется Боговидцем и законодателем. Боговидцем Моисей назван потому, что никто из ветхозаветных праведников не удостаивался такого близкого общения с Господом, как Моисей. Сам Господь сказал о нем: Я говорю с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит (Чис. 12, 6-8). Законодателем Моисей называется потому, что кроме частных временных законов, церковных и гражданских, через него дан был Богом общий нравственный закон, написанный на двух скрижалях и содержащий обязанности наши к Богу и ближним. Притом этот закон дан не для одного только еврейского народа, но для всех времен и народов, на что указал Сам Спаситель, говоря: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Что же касается значения пророка Моисея в отношении к новозаветному времени, то это достаточно видно из слов Спасителя. Обличая неверующих иудеев, Иисус Христос прямо указывает на Моисея, как на самого верного свидетеля о Себе: Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5, 45-- 46). Все пять первых книг Библии написаны Моисеем и составляют основание Ветхого Завета. В этих книгах содержится такое ясное и подробное изложение пророчеств и особенно прообразований, относящихся к временам новозаветным, что только самое ожесточенное неверие иудеев не видело в лице Иисуса Христа исполнения того, что за 1500 лет было указано Моисеем. Сами события, происходившие во времена Моисея, почти все имеют знаменательный смысл в отношениям к событиям новозаветным.  

Святая Церковь, совершая память святого пророка Моисея, чтит в нем великого провозвестника богооткровенных истин, приготовлявшего ветхозаветных людей к спасению через веру в грядущего Спасителя мира.  

Во время земной жизни Спасителя Моисей явился на горе Фаворской и был свидетелем Преображения Господня, и тем засвидетельствовал истинность Священного Писания и что Иисус Христос есть обетованный Мессия и Спаситель мира. И напрасно некоторые современные люди пытаются отделить Ветхий Завет от Нового, тогда как Ветхий Завет есть подготовительный период к Новому Завету, который есть полнота распространения благости Божией.  

«Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием веселятся, — поет Святая Церковь, — яко конец пророчествия их на нас исполнился: днесь сияет крест, имже нас спасл еси. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас!»  

И всегда будем помнить, что закон дан через Моисея, а благодать и истина через Иисуса Христа.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх