Святой мученик Арефа и с ним 4299 мучеников, 1955 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Среди святых, празднуемых сегодня, первым именуется святой мученик Арефа, и с ним 4299 мучеников, пострадавших в 6 веке в Аравии.
В 6 веке в Аравии стало особенно развиваться христианство, которое проникало туда с двух сторон: с севера — из Византии и с юга — из Эфиопии (Абиссинии). Но одновременно с христианством проникала в Аравию и иудейская религия. И вот в это время в Аравии, над ее южными аравийскими племенами — омиритами, — воцарился парь Дунаан, который исповедовал иудейскую религию и который начал жестоко преследовать христиан.
В это же время особенно процветало христианство в аравийской области Наджрана, где строились храмы, умножались монастыри, и жизнь людей украшалась христианскими добродетелями. Дунаан решил идти войной против этой христианской области и осадил ее главный город Награн. В течение долгого времени продолжалась осада города. Дунаан, не предвидя скорого конца осады, предложил жителям города сдаться, поставив условие, что он не тронет их веры, и не будет вмешиваться в их внутренние дела, а только лишь наложит на них дань. На таких условиях граждане сдались. Но как только Дунаан вошел в город, так он коварно и беззастенчиво нарушил свой договор.
1. Всех священников, монахов и монахинь приказал казнить;
2. Почетнейших и знатнейших граждан города во главе с 85-летним старцем Арефой приказал заковать в цепи и посадить в темницу;
З. Всем остальным жителям города приказал перейти в иудейство.
Затем он вызвал к себе знатнейших женщин и детей, среди которых было много инокинь. Царь сначала начал прельщать их ласками, но, видя их твердость и непреклонность, он приказал воинам всех их предать смерти. Все эти женщины пошли на смерть, как на торжество. Даже между женами сановников и инокинями возник спор: каждым из них хотелось первым идти на казнь. Они восклицали: «Мы первыми хотим умереть и пойти ко Господу Иисусу Христу». Малые же дети теснились среди своих матерей и громко кричали: «И нас казните, мы тоже хотим быть вместе у Христа». Рвение христианских женщин умереть за Христа было так велико, что нечестивый царь в изумлении воскликнул: «Как это мог Галилеянин так обольстить людей, что они ни во что ставят смерть?!»
Среди этих благочестивых женщин была казнена и святая Синклитикия с 3 дочерями ее. Напрасно царь, прельщаясь красотой ее дочерей, всячески пытался уговорить ее.
Наконец, были приведены все знатнейших граждане города во главе со святым Арефой. Святой Арефа, став перед царем, сказал ему: «Царь! Во всем, что произошло, виноваты наши граждане, которые не послушались моего совета. А советовал я им не отворять городских ворот и не вступать в переговоры с тобой — врагом Бога нашего. Но они не вняли словам моим. Я хотел выйти с небольшим отрядом против всех твоих войск, как некогда Гедеон против мадианитян, ибо надеялся на Господа моего, Христа Бога, ныне хулимого тобой. Он помог бы мне одолеть, победить и уничтожить тебя, безбожного клятвопреступника, поправшего ныне свой договор». Царь ответил ему: «Ты, мерзкий человек, восстал против нашей власти. Ты научил народ чтить Распятого, Который Сам Себе не помог, когда был распинаем. Поистине достоин ты и все твои последователи мучений, подобных тем, которым преданы многие в этом городе и в которых Сын древодела (так назвал он Христа) не мог оказать вам никакой помощи». Тогда святой Арефа, обратившись к своим спутникам, сказал: «Граждане, друзья мои! Мы обманулись, поверив клятве сего безбожного царя. Ныне мы слышим его богохульные слова. Хорошо бы сделали мы, если бы не вступали с ним в переговоры, но сопротивлялись бы ему и крепко стояли до конца. Бог помог бы нам победить его. Но случилось иное, и нам предстоит теперь или повиноваться врагу и бедственно жить в этой временной жизни, изменив Христу, или же, не оказывая повиновения, принять блаженную кончину. Что может быть славнее мученичества и что почтеннее страданий за Христа? Всякий, кто отречется Тебя, Христе, Сыне Боже, ради временной жизни, пусть лишится ее». Когда святой Арефа сказал это, все без исключения христиане, проливая теплые слезы, заговорили: «Будь спокоен, наш вождь и учитель! Никто тебя не оставит, никто не выделится из нашего сонма. Мы все готовы умереть за Христа». Тогда, благословив народ, старец, воздев руки к небу, воскликнул: «Слава Тебе, Господи, за всё, что случилось так!» Обратившись к царю, святой Арефа сказал: «Благодарю тебя, царь, что ты не прервал моих речей к друзьям моим. Теперь не медли больше. Делай, что хочешь. Ты видишь нашу решимость. Не может быть того, чтобы мы отверглись Христа и последовали твоему безбожию». Царь осудил их на казнь. Святые склонились на молитву, и царские воины во время молитвы начали казнить их. Первому отсекли голову святому Арефе, а затем и остальным мученикам.
Коварство же и жестокость царя Дунаана не осталась без возмездия еще здесь, на земле. Через несколько лет эфиопский царь Елезвой разбил царя Дунаана, захватил его в плен и предал смерти. Царь Елезвой, видя в этой победе руку Божию, оставил трон и постригся в монахи, стяжав себе венец святости, а престол свой передал сыну своему — Габра-Маскалю.
Так история из глубины веков дает нам примеры и поучает нас своими непреложными фактами исторических событий. И вот, послушав это краткое повествование о великом подвиге христиан, поставим рядом их жизнь с нашей жизнью и сравним, способны ли мы отдать свою жизнь за Христа? Более того, нужно сказать, что мы ради гордости, себялюбия, обиды и проч. готовы отказаться от Христа, проявить фарисейство и ханжество, лишь бы только не поступиться этими греховными наклонностями — не поступиться своеволием. Мы это видим на примерах как общественной, так и частной жизни. Не следует ли нам об этом глубоко призадуматься, устрашиться и с сокрушением взывать к Богу: «Господи! По молитвам сонма мучеников, воспоминаемых сегодня, помоги нам разогнать в сердцах наших этот смрад греховный».
Аминь.