Проповеди на праздники:


Святой апостол и евангелист Матфей, 1959 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Воспоминаемый сегодня святой апостол и евангелист Матфей, из числа 12 апостолов, сначала был мытарем-грешником, а потом стал великим апостолом, другом Христовым, и теперь соцарствует со Христом, а при кончине мира сядет на один из 12 престолов апостольских, чтобы судить 12 колен Израилевых.  

Мы привыкли признавать чудеса — исцеление больных, воскрешение мертвых — и не замечаем чудес, которые выше даже, чем воскрешение мертвых. Это воскресение души от мертвого мрака греховного к вечной блаженной жизни.  

И вот на апостоле Матфее мы видим это величайшее чудо — возрождение души от самого дна греховного к высочайшей вершине духа. Современные Иисусу Христу фарисеи неоднократно обличали Спасителя за то, что Он снисходителен к грешникам, т. е. к заведомо порочным людям, что Он дозволяет им приближаться к Себе, беседует с ними, даже иногда ест и пьет за одним с ними столом. Фарисеи были люди непомерно гордые своей праведностью. Они думали, что одно прикосновение к грешному человеку делает их, строгих исполнителей закона, нечистыми, и что, презирая грешников, отталкивая их от себя, они тем самым выказывают ревность свою о Боге и Его заповедях. А между тем, это показывало, что в сердце их нет любви и милосердия. А, следовательно, и вообще не было душевных добродетелей. Их собственная праведность была только внешней — она состояла только во внешнем исполнении обрядового закона, как например, усердное приношение в жертву Богу животных и плодов земных. Христос же Своей снисходительностью к грешникам именно и показывал милующую и прощающую любовь к людям. Поэтому, когда фарисеи сказали ученикам Господа: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?», — Иисус Христос сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит сказанное Богом через пророка: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Этими словами Господь гордых и бессердечных фарисеев учит, что самая лучшая жертва Богу есть жертва любви и милосердия к бедному, немощному и грешному. И имя такой жертвы есть милость. Фарисеи же, не имея в душе своей этих святых чувств, негодуют, что Спаситель приближает к Себе грешников. Они не хотели, не желали понять, что Господь Иисус Христос, Спаситель наш, есть Врач душ и телес наших. Ибо грех есть не что иное, как болезнь нашей души. Как в теле пораженные болезнью отдельные члены теряют способность правильно исполнять назначенную им деятельность, так и силы души нашей, поврежденные грехом, становятся расстроенными и неспособными к правильному совершению свойственной им деятельности. Насколько повреждена грехом воля человеческая видно из слов самого апостола: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).  

Да, возлюбленные братья и сестры, без Христа человек походит на того расслабленного, о котором повествует Евангелие, и который на вопрос Христа: «Хочешь ли быть здоров?», отвечает: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в чудодейственную купальню». А вот теперь, в Новом Завете, мы имеем такого Человека, Который для всех и всегда есть милосердный и всемогущий Врач и Целитель недугов наших — это Богочеловек, Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Спаситель есть наш божественный Врач, а Церковь его святая есть наша духовная лечебница. Преподаваемое нам Церковью божественное учение Христа, показывающее нам, как надо веровать и жить, есть как бы указания врача больному, как нужно вести себя, чтобы выздороветь. А святые Таинства Церкви, в которых верующим подаются дары Святого Духа для благочестивой жизни, есть лечебные средства. И мы знаем, что между нами, возлюбленные братья и сестры, нет никого без греха. Значит, между нами нет никого здорового. Нет никого, который мог бы сказать о себе, что он не нуждается в помощи небесного Врача Христа. Ибо, как говорит апостол Иоанн: Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). Но мы имеем великое утешение, потому что Господь, милосердный Врач наш, всегда близ нас есть, ибо Он Сам сказал о Себе, что Он пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию, и потому находится там, где больные, нуждающиеся и просящие Его божественной помощи.  

А потому с дерзновением будем приступать к своему милосердному Спасителю, с полной надеждой на Его милостивую помощь. Но только будем помнить и то, что как лекарства врачей тогда только приносят пользу больному, если больной исполняет советы врачей, так и благодатная помощь Христа Спасителя действенна только в тех, которые веруют и усиленно стараются жить так, как повелевает Его божественное учение.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх