Святой апостол Андрей Первозванный, 1964 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой апостол Андрей, память которого мы сегодня празднуем, был из числа 12 апостолов Христовых. Он ранее других апостолов последовал за Господом и получил в Церкви Христовой наименование Первозванного. Святой апостол Андрей не оставлял Спасителя во все время Его общественного служения, вплоть до страшной ночи — предательства Иуды в саду Гефсиманском. После же воскресения Господа святой апостол Андрей был свидетелем почти всех явлений воскресшего Господа и Его славного Вознесения. По сошествии Святого Духа, апостолы, облекшись силой свыше, бросили жребий, в какую страну кому из них следует идти для проповеди Евангелия. Апостолу Андрею достались страны, лежащие по побережью Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. земля, на которой позднее образовалась Россия.
Святой апостол Андрей был не только на юге нашего отечества (на киевских горах), как это было принято долгое время считать, а прошел всю будущую землю русскую от юга до севера, от киевских гор до Новгорода, и даже был на острове Валааме, о чем свидетельствуют новейшие исследования исторических источников. Имеется древнейшая рукопись «Оповедь», бывшая в библиотеке Валаамского монастыря. Вот что говорится в этой древней рукописи «Оповедь»: «Святой Андрей, от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф и Словен лугами (степями) достиг Смоленска и ополчений Скоф и Славянска Великого, и, Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные.
Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились, и капища Велеса разрушили и уничтожили». Пребывание святого апостола Андрея на Валааме, о чем говорит сказание «Оповеди», подтверждает и другой памятник древний, а именно «Вселетник» киевского митрополита Илариона, лета 1051. Во «Вселетнике» говорится об этом так: «Ноября 30-го святого апостола всехвального Андрея Первозванного... и Церкви поборника восхвалим, зане, якоже древле прийти тому в Киев, Смоленск, Новгород, Друзино (Грузино) и Валаамо».
Исследователи указывают, что устные и письменные предания Валаама утверждают, что православную веру Христову на Валааме основал святой апостол Андрей. Продолжалось ли христианство на Валааме непрерывно до времени основания там монастыря, этого положительно нельзя теперь определить. Но из сказания древней рукописи «Оповедь» видно, что на Валааме после апостола Андрея существовала правительственная организация. Там существовало свое вече, по образцу новгородского... О Валааме знали и в чужих землях, и в случае опасности искали себе спасения на нем. Наконец, и каменный крест святого апостола Андрея сохранялся там до времен преподобного Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Одним словом, Валаам до основания на нем монастыря принадлежал славянам, и вероятно находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезли следы христианской православной веры до преподобного Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.
Так святой апостол Андрей Первозванный явился первым благовестником Христовой веры на русской земле. Кроме того, Русская Церковь, приняв веру Христову из Византии, а там была апостольская кафедра святого Андрея Первозванного, получила от него таким образом и свое священноначалие. Итак, святой апостол Андрей имеет неизмеримо великое значение для сердца русского человека, для Русской Православной Церкви и для всего нашего отечества.
Святой апостол Андрей пострадал за Христа в 62 году по Рождестве Христовом, в Греции, в городе Патры, от местного правителя Егеата, который приговорил апостола к распятию на кресте формы «Х». С тех пор косой крест формы «Х» именуется Андреевским крестом.
Сохранился исторический документ с описанием страданий святого апостола Андрея, сделанным пресвитерами и диаконами земли Ахаии, свидетелями которых они были. Не будем сейчас останавливаться на описании страданий апостола, но укажем на два особенно важных для нас момента в его страданиях.
1. Святой апостол Андрей указал на великую священную, искупительную тайну Креста Христова. Когда он увидел крест, приготовленный для него, он произнес следующую молитву: «Радуйся, кресте, плотью Христовой освященный. Возьми меня от людей и передай меня Учителю моему, искупившему меня тобой».
2. Предупреждение нас от страшного греха — «иудиного лобзания» — греха хулы на Духа Святого, т. е. сознательного противления истине Божией. Это утверждение главы Римской церкви, что якобы не иудеи распяли Христа. Когда апостол Андрей сказал правителю Егеату, что Сын Божий, сошедший с небес для спасения рода человеческого, показал людям, что идолы есть бесовское нечестие, Егеат ответил: «Это всё басни и суетные слова. Когда ваш Иисус проповедовал так, иудеи Его ко кресту пригвоздили».
Будем же молить святого апостола Андрея, чтобы он сохранил нас силой Честного Животворящего Креста Христова и своими апостольскими молитвами от «лобзания Иудина» и от всякого зла и порока.
Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас!
Аминь.