Проповеди на праздники:


Святость - наше общее призвание 1947г.

Возлюбленные о Христе, братья и сестры!

Необходимым считаю объяснить вам значение и церковный смысл нынешнего и двух предшествующих воскресных дней. Они особенные, отличные от всех воскресных дней года, и значение их велико. Почему матерь наша - Святая Церковь - после Троицкого воскресенья, когда вспоминается пришествие Духа Святого в мир, учредила в первое воскресенье творить память всех святых, а во второе - нынешнее воскресенье - всех святых, в земле Русской просиявших?

Потому, возлюбленные, что Святая Церковь хочет убедить нас в той святой истине, что пришествие в мир Святого Духа дало всему человеческому роду возможность совершенно новой жизни, дало людям, верующим во  Христа, великую радость и великое счастье чувствовать себя и делаться небесными гражданами. Если бы мы не творили памяти всех святых - этих небесных граждан и земных человеков, то нам могло казаться, что Дух Утешитель в Своём сошествии в мир обновил, совершенно переделал характеры, дух только святых Апостолов и бывших с ними.

Апостолы, действительно, переменились и стали жить совершенно другой жизнью. Вспомните, какие они были слабые и маловерующие. Во время Гефсиманской молитвы Господа, когда кровавый пот падал с Его чела на землю, то есть когда Ему было невыносимо тяжело, трое Его лучших учеников - Петр, Иаков и Иоанн, которых Он и взял для того, чтобы они разделили Его подвиг, - спали. А другие ученики в ночь страданий разбежались от страха и оставили Господа одного. Апостол Петр с клятвою трижды отрёкся от Христа. Когда Спаситель лежал во гробе, они прятались в запертых комнатах страха ради иудейска.

Но после сошествия Святого Духа они сделались мужественными, покоряя весь мир распятой Истине, и с радостью принимали мученическую смерть за Христа. До сошествия Святого Духа они и слабо верили, и плохо понимали Христово учение, а после вера их была, как гранит, несокрушима, а понимание Христова учения совершенно. Во всю свою двухтысячелетнюю историю Церковь питается их чудными, богодухновенными словами, которые мы, христиане, ежедневно можем слышать в церкви за чтением Апостола. Вот Церковь и хочет показать нам, что не одни Апостолы переменились. И повелевает творить память всех святых, показывая, что верующие христиане всех веков и народов, и нашего русского народа в частности, будучи просвещены Духом Святым, переменили свои характеры и самую свою жизнь, построяя её по учению Господа Иисуса Христа, православно понятому.

Если люди, верующие во Христа и живущие по Его закону, спасались и достигали святости во все века и во всех народах, то и мы с вами, возлюбленные, можем не только спастись, но и достигнуть святости.

Некоторые думают, что святые - это уж какие-то особенные, отличные от других люди, что святыми могут быть не все. Эта мысль неправильная. Спаситель сказал: Будьте святы, как Отец ваш Небесный свят; будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен (Мф 5, 41). Значит, все мы, христиане, не только можем, но и должны быть святыми. Это наша необходимая цель.

Некоторые думают, что мы грешники, а потому и не можем быть святыми: уж раз согрешил, то нет надежды изменить жизнь и стать святым. Но и это неправильно. Святые тоже раньше были грешниками, и многие из них были даже великими грешниками. Взять хотя бы разбойника, спасшегося на кресте, преподобную Марию Египетскую, которая раньше была блудницей, а после достигла равноангельной святости, и многих других.

Это значит, что, какими бы грешниками мы ни были раньше, можем не только спастись, но и стать святыми. И матерь наша Церковь только и делает, что очищает от всякого греха, освящает нас, даёт силы не только верить во Христа, но и жить по Его святым заповедям.

Вот сколько нас ни есть здесь - все мы были святыми благодаря чуду освящения, которое совершила над нами Святая Церковь. Крещёный и миропомазанный человек выходит из святой купели святым. Искренне исповедующий свои грехи на исповеди - отходит от аналоя святым. Причастник Святых Христовых Тайн отходит от Святой Чаши святым.

Почему же многие из нас потом опять грешат с лёгкостью, считая, что это так и нужно? Потому, возлюбленные, что не дорожат, не берегут в себе святость, не дают себе труда оставаться святыми, не трудятся в борьбе с грехом, не усиливаются жить по святым заповедям Христовым.

Ныне, приводя на память нам всех святых всех народов, и нашего, русского народа, Церковь хочет убедить нас, чтобы и мы старались быть святыми.

Этими праздниками она говорит нам: «Простые, грешные, слабые люди при помощи Божией стали святыми. Будьте святыми и вы, старайтесь не только слушать Слово Божие, но и исполнять его».

Вот эту-то святую мысль и хочет внушить нам Святая Церковь установлением в два воскресения после Троицы памяти всех святых.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх