Святость храма. Архипастырское поучение по освящении сельского храма
Дому Твоему подобает святыня, Господи. (Пс.92:6).
Слава Богу! Благодатью Всесвятого Духа этот храм освящен. Теперь он свят, а прежде не был таковым. Прежде здесь было собрание древ, камней, железа и других строительных материалов. А теперь это – дом Божий, обиталище Бога с человеками. Прежде все могли входить сюда без опасения, делать и говорить, как в обыкновенном жилище человеческом. А теперь входящие сюда должны помнить, что они вступают туда, где присутствует Бог, и что очи Его отверсты на входящих сюда день и ночь (3Цар.8:29). Стоящие здесь должны думать, что они стоят на небесах. Это не простое место, но дом Божий, это врата небесные (Быт.28:17).
Прежде, пока не был освящен этот храм, похититель чего-либо, принадлежащего ему, осужден был бы только как тать. А теперь, если бы кто похитил и столь малую вещь, как вервь, что у колоколов, или остаток горевшей свечи, тот виновен был бы как святотатец: по церковным законам – как совершивший смертный грех, а по царским – как уголовный преступник.
Прежде сюда мог входить всякий, и притом не только в храм, но и в алтарь; если бы даже животное или человек нечистый зашли сюда, это было бы то же, как если бы они зашли в простой дом. А теперь к этому престолу да никакоже коснется рука скверных. Только освященная рука может на нем священнодействовать. Если бы кто сдвинул с места этот святой престол, если бы сделало это даже лицо освященное, то понадобилось бы совершить новое освящение храма. В этот алтарь могут входить только служащие алтарю. В этом храме могут стоять только верные. А неверные или отлученные от общения церковного не могут участвовать в молитве с верными. Это – Божий, святой храм. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор.3:17).
Если бы в этом храме было совершено пролитие человеческой крови во время брани, от чего да сохранит его Бог, или вошли неверные и совершили какое-либо нечистое дело, то храм был [бы] признан оскверненным, требующим нового освящения. Если бы осквернение храма совершено было верными, от чего да помилует нас Бог, и осквернение это сделалось бы явным, то суд над осквернившими совершился бы так же явно, как по царским, так и по божеским законам. Последствия такого суда тяжки.
Если бы кто совершил осквернение храма тайно, неведомо для правосудия человеческого, то над ним совершается суд Божий тайно, невидимо, но последствия такого суда бывают нередко явны. Так, в святоотеческих книгах читаем следующую повесть: тело одного мученика во гробе поставлено было в алтаре; когда начиналась божественная служба, тогда гроб мученика, без прикосновения к нему рук человеческих, сам собой исходил из алтаря на паперть церковную, а после окончания службы таким же образом возвращался назад. По откровению некоему благочестивому мужу оказалось, что этот мученик состоял под отеческим запрещением. Как мученик, он получил венец мученический, а как связанный духовным отцом, он не мог находиться с верными во время священнослужения. Но после того как даровано было ему разрешение от связавшего его, гроб его более уже не выходил из храма. Так совершается суд Божий над тем, кто недостойно стоит в храме Божием и недостойным своим присутствием оскверняет его. Дому Божию подобает святыня (Пс.92:5), поэтому дом Божий должен быть сохраняем в святости.
Блюдите же, возлюбленные, святыню, которая с этого дня дарована этому храму, сохраняйте святой храм в чистоте и опрятности. Не доводите этот благолепно украшенный храм до разрушения и обветшания, но старайтесь скорее, с полной готовностью исправить и возобновить в нем то, что станет тлеть или портиться. Не допускайте в нем той нечистоты, грязи и черноты, каких не допускают некоторые из вас и в домах своих. Когда загрязнится помост или стены его, то пусть ваши жены и дочери охотно соберутся сюда, когда приглашены будут, и очистят накопившуюся грязь, побелят то, что почернеет. Бойтесь входить в этот храм в нечистой одежде, с нечистым телом; и в душах не приносите сюда нечистых, суетных воспоминаний. Жены и дочери ваши пусть приходят сюда в приличных одеждах, но пусть не наряжаются так, чтобы привлечь на себя внимание присутствующих здесь; пусть никто не приходит сюда, не примирившись с тем, кого он обидел. Господь не услышит здесь молитву того, на кого жалуется обиженный им в расчете за работу или обидевший лукавством в работе. Бог не примет молений того, на кого плачется пред Богом вдова или сирота, которым он отказал в помощи.
Храните святость храма не только внутри его, но и с внешней стороны. Бойтесь каким-либо образом оказать непочтение или неблагоговение к нему. Никто да не пройдет мимо храма, не обнажив головы своей и не поклонившись Тому, Кто пребывает в храме Своими пречистыми Тайнами, не воздав чести святому мученику, на мощах которого совершается священнодействие Евхаристии. Благоговейно воспоминайте и того святого, имени которого посвящен сей храм.
Да сохранит вас Господь от того, чтобы кто-либо дерзнул пройти или проехать мимо храма с мирскими песнями, со смехом или с недобрыми речами. Всесвятой Дух, освятивший этот храм, да дарует нам силу не только быть всегда неповинными пред святым храмом, но и да соделает нас способными к воспринятою той благодати, которая дарована ему для нашего благополучия и вечного спасения, дабы мы могли чрез двери сего храма достигнуть дверей рая и войти в небесные обители, где слышится празднующих глас непрестанный и где вкушается бесконечная сладость зрящих неизреченную доброту лица Божия.