Проповеди на праздники:


Святитель Филипп Московский. 1968 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

У нас на Руси с самого начала христианства митрополитам и даже епископам предоставлено было князьями право печаловаться, т. е. заступаться и ходатайствовать за несчастных: сирот, вдов и даже за осужденных на казнь преступников. Все русские митрополиты и епископы пользовались этим правом. И вот, например, святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, память которого сегодня совершает Святая Церковь, положил душу свою - отдал жизнь за печалование о несчастных.

Святитель Филипп, в миру Феодор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника Иоанна, сына великого князя, т. е. будущего царя Иоанна Грозного.  Родители готовили Феодора к военной службе, но в сердце его было стремление служить Богу в иночестве. Ему было уже 30 лет, когда однажды он услышал в церкви слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам...  не можете служить Богу и мамоне». Эти слова глубоко запали в его душу и решили его дальнейшую судьбу. Он тайно от родных ушел из дома в одежде простого человека, и, прибыл в Соловецкий монастырь, принял там иночество с именем Филиппа. В первые 10 лет своего пребывания в Соловецком монастыре святитель Филипп жил, как простой инок, нес тяжкие труды, занимаясь черными работами, и в тоже время он всех удивлял стройкой иноческой жизнью: первым приходил в храм и последним уходил, но временам он удалялся в пустынное место, и там предавался посту  и уединенной молитве. Через 10 лет такой подвижнической жизни он был рукоположен в пресвитера, и всей братией монастыря был избран игуменом. В сане игумена он управлял монастырем 18 лет. Он ревностно заботился о благосостоянии монастыря как в духовном, так и в материальном отношении: он воздвиг два величественных собора, Успенский и Преображенский, и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни, соединил каналами озера, осушил болотные места для сенокосов и т. д., а также написал новый устав монастыря. В это время царем был Иоанн Васильевич Грозный. В первое десятилетие своего царствования Иоанн был одним из лучших государей. Но потом, по смерти его супруги, добродетельной Анастасии Романовны, в нем произошла перемена: он стал подозрителен, видел вокруг себя измену, которой вообще и в помине не было. Начались казни ни в чем не повинных бояр, кровь лилась рекой, и для опричников, многочисленных телохранителей государя, не было никакого закона. Бывший в то время митрополит - добрый и благочестивый Афанасий - не мог перенести ужасов опричнины и удалился в монастырь. Тогда выбор царя пал на самого Филиппа, которого, как мы уже упоминали, он знал еще с самого детства, любил его и позднее оказывал ему глубокое уважение. Святитель Филипп был вызван в Москву, царь приказал встретить его с великим почетом. Затем царь долго беседовал с ним, и наконец объявил, что назначает его митрополитом. Долго святитель Филипп отказывался со слезами от этого сана. Он говорил, что не может стать митрополитом, пока не будет уничтожена опричнина. Но наконец должен был согласиться, дав обещание не вступаться в дела опричнины. 25 июня 1566 года совершилось торжественное посвящение святителя Филиппа в епископа и возведение в сан митрополита. При этом святитель Филипп обратился к царю с речью, в который говорил, что «царь должен любить правду и удалять от себя льстецов, которые закрывают от него истину, и что добродетель более всего украшает венец царский: всё не вечно, всё проходит: и богатство, и власть, и слава земная, одна только добродетель пребывает с нами». Царь слушал речь митрополита со вниманием, и потом оказывал ему уважение. Казни стали проводить реже, даже опричники присмирели. Все радовались такой перемене, и еще больше любили митрополита. Но так продолжалось недолго - снова начались пытки и казни. Святитель Филипп несколько раз наедине увещевал царя, просил прекратить казни и унять опричников. Но, видя, что увещания наедине не помогают, решился действовать открыто, хотя бы даже за это и пришлось умереть. Однажды в воскресный день, в марте месяце 1568 года, Великим постом митрополит служил в Успенском соборе. Перед началом литургии вошел в храм Иоанн Грозный с опричниками.  Все они, как и сам царь, были в черных рясах и татарских шапках. Царь Грозный подошел со стороны к митрополиту, и три раза наклонял свою голову для благословения. Но святитель Филипп стоял неподвижно и как бы не замечал царя. Один из бояр царских сказал: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Тогда святитель Филипп, взглянув пристально на Иоанна, сказал: «В этой одежде я не узнаю царя православного. Не узнаю его и в делах царства, О, государь! Мы здесь приносим бескровную жертву Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская. Хотя Господь почтил тебя высоким саном, но и ты - человек смертный и должен будешь дать Богу ответ в своих делах». Царь закипел гневом и приказал митрополиту замолчать. Скоро после этого царь устроил суд над святителем Филиппом. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против него, и он был осужден. И вот однажды, когда святитель Филипп совершал литургию, опричники вошли в храм, сорвали с него священные облачения, одели в порванную монашескую рясу и отвезли в московский Богоявленский монастырь. Там он был заключен в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелой колодкой на шее, лишаемый по нескольку дней пищи. Затем он был отправлен в Тверь, в Отрочь монастырь на заточение. Через год, при проезде царя Иоанна Грозного через Тверь, святитель Филипп был задушен опричником Малютой Скуратовым в собственной его келье подушкой. Святитель за З дня предсказал свою кончину и приготовился к ней исповедью и причастием Святых Тайн. После смерти Иоана Грозного нетленные мощи Филиппа были перенесены сначала в Соловецкий монастырь, а затем в московский Успенский собор, где они открыто почивают во свидетельство правды Божией.

Святой Церковью святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, прославляется, как «истинный архиерей и страдалец», «истины поборник», «столп Православия», «Российский светильник». Присоединим и мы свои грешные молитвы к этому великому святому, защитнику правды Божией, молитвеннику за всех страдальцев, святителю Российскому: «Святителю отче Филиппе, моли Бога о нас грешных!»

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх