Проповеди на праздники:


Святая великомученица Варвара, 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Религия, как мы знаем, есть живой сознательный духовный союз, или общение между Богом и человеком. Бог, как Творец и Промыслитель мира, открывает Себя людям, Свою волю, сообщает людям благодатные средства для общения и соединения с Ним, и ведет их ко спасению. Всё, что открывает о Себе Бог, мы называем Божественным Откровением. Свое Божественное Откровение Господь сообщает двумя способами: естественным и сверхъестественным. Естественным откровением называется такое откровение Божие, когда Бог открывает Себя обычным, естественным способом каждому человеку через видимый нами мир (природу) (через науку), через совесть нашу и через жизнь — историю всего человечества. Сверхъестественным откровением называется слово Божие — Святая Библия и Святое Предание Церкви Христовой, которое дается людям необычным, сверхъестественным способом — Духом Святым — через избранных святых, праведных людей.  

Что же говорит о Боге естественное откровение?  

1. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает  твердь (Пс. 18, 2), — восклицает святой царь Давид.  

2. Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассмотрение творений видимы (Рим. 1, 20), — говорит святой апостол Павел.  

А святой великий ветхозаветный праведник Иов многострадальный говорит: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе, или побеседуй с землей, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господня сотворила сие? В Его руке душа всего живущего, и дух всякой человеческой плоти (Иов. 12, 7-10).  

«Природа, — говорит римский ученый Фламмарион, — не только показывает Бога, но и доказывает Его». «Натура, — по свидетельству Ломоносова, — есть некоторое Евангелие, неумолчно благовествующее творческую силу, премудрость и величество». «Мир есть Библия природы, откровение Бога, как Творца», — говорит ученый Джеймс Тейки. Другой ученый Гете говорит: «Природа — живое одеяние Бога». «В творении я как бы осязаю Бога», — говорит великий астроном Кеплер. «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира», — говорит зоолог Агассиз. «От зрелища неба — короткий путь к Богу», — написано на памятнике астронома-священника Анджело Секки в Риме. 

Так свидетельствуют праведники и подлинные ученые.  

Но все это мы говорили для того, чтобы лучше уразуметь дивное свидетельство дивной девочки-подростка, святой великомученицы Варвары, память которой мы сегодня совершали. Она, будучи 13-летней девочкой-язычницей, живя среди язычников и ничего не зная об истинном Боге, через рассматривание красоты и величия Божьего мира пришла к познанию истинного Бога. Отец ее Диоскор был знатным и богатым язычником, имевшим властный и своевольный характер. Будучи вдовцом, он всю свою своеобразную любовь и своеволие сосредоточил на своей красавице дочери. Он не желал ее показывать никому, пока она не станет невестой. И заключил ее в роскошные палаты на высокой башне, приставив к ней множество воспитанниц и служанок. И этим невольно изолировал ее от развращенного языческого мира. Живя как бы в заключении, не имея подруг, Варвара имела для себя утешение — с любовью рассматривать из окон своей башни красоту Божьего мира и любоваться его богатством. И столько радости давал ей мир Божий, что она стала спрашивать своих служанок, как начал существовать мир и кто его сотворил. «Мир сотворили боги отца твоего», — ответили служанки, — те, что стоят в его комнатах и сияют на солнце». Но девочка чистой душой своей и чистым разумом не могла поверить им. «Этих богов сделали руки людей», — сказала она себе, и уже не спрашивала больше о том своих служанок. Получив свободу, Варвара познакомилась с христианами, изучила истинную веру Христову и приняла святое крещение. После этого она безбоязненно перед отцом своим исповедовала свою святую веру и сказала, что она почитает Святую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, во едином существе, и что она невеста небесного Жениха Христа, Которому она себя навеки обручила. Диоскор пришел в страшную ярость, и сам предал ее правителю города на мучения. Но юную невесту Христову не могли соблазнить обещания ей роскоши и богатства. И она совершенно не устрашилась тяжких мучений за имя Христово. Святая Варвара возлюбила Христа более всех благ этого мира. Но вот однажды, когда она стояла наверху башни и смотрела на синее светлое небо, необычайная радость вошла в ее душу, и она поняла, что только один живой, всемогущий, неведомый ей, но вечный и добрый Бог мог создать красоту и величие этого мира. И она ощутила всем своим существом, что уже навсегда полюбила всеблагого Творца неба и земли. Затем, когда Диоскор пожелал ее выдать замуж (на Востоке очень рано выдают замуж), она решительно отказалась от замужества. Тогда Диоскор, надеясь, что если она будет жить среди людей, то изменит свое решение, дал ей полную свободу... И Сам небесный Жених ее, Господь Иисус Христос, явился ей в темнице, исцелил ее от ран и дал ей силы перенести великие страдания и с радостью встретить мученическую кончину. После страшных мучений сам озверевший отец отрубил ей голову. Идя к месту казни, святая Варвара молилась Спасителю, чтобы Он послал Свою милость каждому человеку, который будет вспоминать ее страдания, и чтобы не приблизились к нему внезапная болезнь и смерть, но чтобы он успел покаяться и причаститься Святых Христовых Таин. И раздался глас небесный, обещавший исполнить просимое ею. Вот почему святая Варвара изображается со Святой Чашей и со свитком с надписью: «Чту Святую Троицу — едино Божество».  

Мощи святой великомученицы Варвары находятся в нашем отечестве — они привезены были греческой царицей Варварой, ставшей женой киевского князя Михаила Святополка, внука Ярослава Мудрого. Святые мощи ее постоянно почивают в Свято-Михайловском монастыре в Киеве, источая множество чудес. Части святых мощей находились в киевском Софийском соборе, а в Москве — в церкви на Варварке, и в некоторых других местах. По великой милости Божией и мы имеем в нашем храме частицу святых мощей ее, находящуюся в настоящей иконе, пребывающей сегодня посредине храма.  

Возрадуемся и мы, возлюбленные братья и сестры, в день ее светлой памяти, и воскликнем священными словами акафиста: «Радуйся, святая великомученица Варвара, невеста Христова прекрасная, моли милостивого Бога о нас!»  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх