Священная хоругвь-стяг 101-му Пермскому пехотному полку от населения Пермского края в великую отечественную войну с турко-тевтонами
В начале XVII века Царем Борисом Годуновым были сосланы на Урал два брата боярина Романовых Михаил и Иван Никитичи. Первый был заточен в малую сырую яму в селе Ныроб Чердынского уезда, где и скончался, по всем признакам задушенный одним из начальников стражи Борисовой, а второй Иван Никитич был сослан в г. Пелым, теперь в Тобольской губернии, откуда по смерти Годунова был освобожден и возвращен на родину. В благодарность за это Господу Богу боярин Иван Никитич построил в обители «Новая Пустынь», что на волоку р. Яйвы, Введенскую церковь, украсив ее совместно со своим племянником Царем Михаилом Феодоровичем многими приношениями и образами доброго письма. На месте древней «Новой Пустыни» теперь село Верх-Яйва, что в Соликамском уезде Пермской губернии. Это именно место избрал для своих благодарственных жертв боярин Иван Никитич, может быть, потому, что как теперь, так тем более в XVII веке от села Верх-Яйвы дорога разветвлялась: одна уходила на север в г. Чердынь и Ныроб, а другая шла за Урал на г. Пелым. Может быть, братья-изгнанники здесь в последний раз попрощались, не надеясь встретиться живыми на белом свете до Страшного Суда, который один объявит всем неподкупную правду. Построенная тогда деревянная церковь за ветхостью была упразднена, и на ее месте построена каменная церковь. Между священными предметами старины в этой церкви была найдена прекрасно сохранившаяся икона, по-видимому бывшая хоругвью; на одной стороне ее – Нерукотворенный образ Спасителя, а на другой – образ Введения во храм Божией Матери. По тщательном рассмотрении письма и способа писания, можно полагать, что эта святая икона написана в XVII веке, и даже в первой его половине. Если не быть смелым в заключениях и предположениях, то со всяческой скромностью можно утверждать, что она современна первому Царю из Дома Романовых Михаилу Феодоровичу и его дяде боярину Ивану Никитичу, а может быть, и есть именно их усердный и священный дар.
По соображении описанного, у многих благочестивых жителей Пермского края возникло намерение – принести по должной реставрации данную икону в виде хоругви-стяга Военному Воеводе русского доблестного воинства Его Императорскому Величеству, чтобы он от имени жителей Пермского края и как бы от лица своих покойных предков, выстрадавших спасение и благополучие дорогого Отечества, благословил на ратный подвиг против супостатов турко-тевтонов стоящий на позициях 101-й Пермский пехотный полк. Данный вопрос был внесен на уважение пермского губернского земского собрания 1915 года и пермской городской Думы. То и другая согласились с таким намерением. После того указанная старинная икона была препровождена опытному реставратору старинных икон на восстановление ее должного старинного вида, а затем была устроена в виде хоругви-стяга в металлическом украшении на древке. Под стягом укреплена металлическая доска с надписанием: «От населения Пермского края Пермскому полку в молитвенное благословение в годину священной отечественной войны с турко-тевтонами». По предварительном сношении через обер-прокурора Святейшего Синода с министром Императорского Двора, священный хоругвь-стяг препровождается в Царскую Ставку начальнику штаба Верховного Главнокомандующего вместе с верноподданническим адресом для представления Государю Императору и получения Высочайших указаний, каким образом доставить стяг-знамя 101-му Пермскому пехотному полку.