Свидетельства Писания об ап. Иоанне
Евангельские сведения об ап. Иоанне Зеведееве общеизвестны. Вместе со своим братом Иаковом, который был, вероятно, старше его, он принадлежал к той первой четверице учеников, которые были прежде всех других призваны к апостольскому служению (ср. Мф.4:18–22 и парал.). Среди апостолов Христовых он был один из трёх ближайших и, как таковой, свидетель важнейших событий евангельской истории (ср. Мк.5:37, 9:2, 14:33 и парал.). В списках Двенадцати имя Иоанна стоит неизменно одним из первых (Мф.10:2; Мк.3:17; Лк.6:14; Деян.1:13). Синоптики рассказывают ряд случаев из его жизни, свидетельствующих о его пламенной – подчас даже неумеренной – ревности, не чуждой, в эти молодые его годы, и честолюбия. По сведениям Луки, (ср. Лк.9:54–56), Иоанн, как и брат его Иаков, готовы были свести огонь с неба на враждебное к Иисусу самарянское селение. Господь осудил их движение. В другом случае Иоанн поведал Господу о том, что ученики запретили человеку, не входившему в их среду, изгонять бесов именем Христовым (Мк.9:38 и сл.; Лк.9:49–50). Господь и на этот раз не одобрил поведения учеников. В запрещении сказалась опять–таки ревность, та огненная ревность, которая побудила, должно быть, и Господа наречь Иакова и Иоанна именем «Воанергес»: «сыны Громовы» (ср. Мк.3:17). Но в том, что Иоанн рассказал о происшедшем Господу, проявились и его искренность, и его любовь. Благословение детей, за которым этот эпизод следует и в Мк., и Лк., заставило его усомниться в правильности его поведения. Дети ведь ничем не проявили своей приверженности ко Христу и, тем не менее, удостоились Его благословения. Заклинатель, хотя бы и посторонний, но именем Христовым, не имел ли тем большее право на Его благоволение? Усомнившись, Иоанн принёс своё поведение на суд Учителя. Последний случай: на пути в Иерусалим Иаков и Иоанн просят о почётных местах в Царстве (Мк.10:35–45; ср. Мф.20:20–28). Они и на этот раз неправы. На просьбу о славе Господь им отвечает обещанием страдания и возмущенным десяти говорит о служении в умалении. Но значение момента они оценили, может быть, лучше, чем другие члены апостольской Дванадесятерицы. Они поняли, что последний путь Христов – хотя бы и через Страсти – но ведёт Его к славе.
Если мы принимаем свидетельство предания, то рядом с этими сведениями, почерпаемыми из синоптических Евангелий, должно быть поставлено и то, что рассказывается о возлюбленном ученике в четвертом Евангелии. К тем текстам, которые были перечислены выше, надо прибавить Ин.18:15–16 и, должно быть, Ин.1:35–42. В своё время было показано, что мы имеем все основания видеть в «другом ученике» Ин.18:15–16 ученика, которого любил Иисус. Что же касается Ин.1, то весьма вероятно, что товарищ Андрея, одновременно с ним призванный и тоже имевший брата среди Двенадцати56, был Иоанн Зеведеев. При таком понимании Ин.1:35–42, Иоанн был учеником Предтечи, и его первая встреча с Господом имела место на берегах Иордана до начала общественного служения Христова.
На страницах Деян. ап. Иоанн повторно упоминается рядом с Петром. Последнее упоминание относится к их пребыванию в Самарии для преподания дара Святого Духа самарянам, крещенным Филиппом (Деян.8:14–15). Мы не имеем никакого основания сомневаться в точности тех сведений, которые сообщает Лука, но молчание Иоанна рядом с деятельным Петром позволяет думать, что особой активностью Иоанн не отличался. Мы с ним встречаемся в последний раз в начале третьего периода истории апостольского века на Иерусалимском Соборе, но его присутствие отмечает не Лука, а ап. Павел. В Гал.2:9 он причисляет его, вместе с Иаковом, братом Господним, и Петром, к «столпам» Иерусалимской Церкви. Иоанн принадлежал к иудеохристианским кругам и занимал в этих кругах выдающееся положение.