Свидетельства о лжеучителях в писаниях ап. Иоанна
Из Иоанновских писаний мы узнаём и то, что мирное течение жизни Ефесских христиан нарушалось и в девяностые годы (так же точно, как при жизни Павла и Петра) деятельностью лжеучителей. В обращениях к семи Церквам дважды упоминаются николаиты (Откр.2:6, 15). Тайнозритель прямо отмечает их присутствие в Пергамской Церкви (Откр.2:15). А ненависть к их делам, которую он ставит в заслугу Ефесским христианам (Откр.2:6), позволяет думать, что они были и в Ефесе. Не они ли те «развратные» (собственно «злые», κακούς, Откр.2:2), которых Ефесские христиане оценили по достоинству и от которых они страдают (ср. Откр.2:3)? Древние писатели связывают николаитов с Николаем, одним из Семи (ср. Деян.6:5), якобы впавшим в ересь, но в тех сведениях, которые они сообщают о николаитах, трудно уловить элементы предания, не зависимого от Откр. По–видимому, николаиты были последователи какой–то гностической секты, отличавшиеся в жизни либертинизмом (ср. Откр.2:14–15). Совпадение пространного обличения Откр.2:20–24 с теми двумя стихами (Откр.2:14–15), которые относятся к николаитам в обращении к Пергамской Церкви, позволяет думать, что николаиты были и в Фиатире. Но древние писатели говорят и о других еретиках, с которыми боролся Иоанн в Ефесе. Ириней называет имя Керинфа.