Свидетельства о гонениях на Асийские Церкви
Нам остается отметить, что из свидетельства Откр. вытекает факт гонения, обрушившегося на Асийские Церкви. Всю тяжесть этого гонения тайнозритель испытал, прежде всего, на себе самом (Откр.1:9). Но он говорит не только о себе. В Откр.2:12 он упоминает о гонении, только что пережитом Пергамской Церковью, и о мученичестве Антипы. Выпало страдание и на долю смирнских христиан. Из Откр.2:9 можно вывести, что гонения навлекли на них иудеи. А недолгое гонение, предсказанное в Откр.2:10, действительно, имело место лет шестьдесят спустя, в 155 г., когда, тоже не без участия иудеев, пострадал за Христа священномученик Поликарп. К гонению на Церковь относятся и те образы, которые проходят перед тайнозрителем при снятии пятой печати (Откр.6:9–11), но особый интерес представляют образы Откр.13. Зверь, выходящий из моря (Откр.13:1 и сл.), по общему мнению толкователей, символизирует Римскую империю, требовавшую для себя, в лице своих повелителей, божественного почитания. Ст. Откр.13:6–8 содержат ясный намек на гонения, возникшие на почве римского императорского культа. И во втором звере, выходящем из земли (Откр.13:11 и сл.), современные толкователи видят жречество императорского культа в Асии. Не исключена возможность, что и «престол сатаны» в Пергаме (Откр.2:13) имеет отношение к императорскому культу. Как известно, отказ христиан воздавать императору божеские почести был ближайшим поводом гонения на Церковь. Образы Откр. доказывают, что эта причина была уже налицо в Церквах Асийских в конце I в. Образ семиголового зверя Откр.13 возвращается с новыми подробностями в образе зверя, и на этот раз семиголового, на котором сидит блудница (Откр.17). Этот образ «Вавилона» (Откр.17:5) недвусмысленно относится к Риму (Откр.17:18, ср. ещё Откр.17:9). Тайнозритель снова говорит о гонении – и пережитом (Откр.17:6), и предстоящем (Откр.17:14). Он возвещает суд над Вавилоном (Откр.17:12–17, ср. Откр.16:19 и Откр.18).