Свидетельства эллинистического влияния в посланиях ап. Павла
К эллинистической культуре ап. Павел должен был приобщиться в своем родном городе. Тарс был одним из выдающихся центров эллинистической культуры. В нём был университет. Послания и речи ап. Павла показывают, что он был знаком с греческой поэзией. Одного греческого поэта он цитирует в своей афинской речи (Деян.17:28), другого – в Послании к Титу (Тит.1:12). Последнюю цитату оказалось возможным отождествить. Цитату афинской речи отождествляют по-разному. Это неудивительно: многие произведения древних поэтов до нас не дошли вовсе. Ещё большее число дошло в незначительных отрывках. Вполне допустимо и то, что эти стихи носились в воздухе, как, напр., пословица 1Кор.15:33, которую мы встречаем и у Менандра. Чтобы её процитировать, не надо было быть знатоком литературы. Но к этим наблюдениям присоединяются другие. Павел знал философию. В Посланиях к Тимофею и Титу встречается нравственная терминология стоицизма (ср. 1Тим.2:15; 6:6; 2Тим.1:7; Тит.1:8, 2:4, 5 и др.). К числу этих стоических терминов относится и слово σώφρων (по-русски: «целомудренный») и производные от него. Философия стоицизма пользовалась особым распространением в Римской империи, и особенно в самом Риме. Употребление стоической терминологии в Посланиях последнего периода служения ап. Павла, может быть, стоит в связи с его двухлетним пребыванием в римских узах, когда уже в Флп. (Флп.4:8: ἀρετή, «добродетель») Павел употребляет стоический термин. Но усвоение предполагает основание, заложенное раньше. Оно-то и заключалось в эллинистической культуре Павла. Апостол был, по всей вероятности, знаком и с институтами Римского права, которыми он пользуется как образами для выражения богословских понятий. Сюда относится образ усыновления (Рим.8:15, 23; Еф.1:5 и др.) и в ещё большей мере образ Гал.4:1–2 о вступлении сына в полноту наследственных прав.