Светлое Христово Воскресение. Пасха. О будущем воскресении и его образах в природе

Светлое Христово Воскресение. Пасха. О будущем воскресении и его образах в природе

Христос воскресе!

Возлюбленные братия и сестры, Христос воскресе! Воскреснем и мы после своей смерти. Эта истина не оставляет более никакого сомнения — и мы все, по смерти своей, некогда воскреснем для жизни иной, вечной. Эту истину проповедует и вся окружающая нас природа и наша жизнь.

Что человек воскреснет и снова получит свое тело, на это указывают наши ежедневные отход ко сну вечером и пробуждение утром. Подобно тому как мы ложимся и засыпаем вечером и встаем с тем же телом, так и мертвое тело пробудится от смертного сна и примет свой вид и свою жизнь. Другим характерным образом нашего воскресения служит непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда заканчивается день и наступает ночь, тогда тьма и тень смертная обнимает всю природу; исчезают только из виду все творения; не видно бывает ни гор, ни долин, ни цветов, ни деревьев; и если в полночный час взойти на гору и посмотреть вокруг и прислушаться, то все покрыто мраком и все спит — и люди, и животные, и птицы. Но едва только озарит все свет раннего утра, как все оживает и пробуждается. Подобным образом и все умершие лежат как бы спящие глубоким сном, покрытые долгою ночью смерти, так что представляется, что они все навеки исчезли и уничтожились, но наступит день, и они снова пробудятся от сна смерти, и воскреснут, и явятся живыми с телом и душой — от Адама до последнего умершего человека.

Но наиболее ясный образ нашего будущего воскресения представляет ежегодное оживление окружающей нас природы весною. Всмотритесь повнимательнее в явления природы. Все то, что мы называем смертью, есть только переход к новой жизни. Вот наступает зима, и вся природа как бы умирает. Деревья стоят без листьев, травы и цветы помертвели, ни одна птица уже не поет в лесу, насекомые лежат оцепенелые в своих убежищах. Но вот наступает весна, приходит новая жизнь и все оживает. Являются трава и цветы, деревья снова получают сок и облекаются в красоту свою; насекомые снова пробуждаются от своей зимней спячки, обряжаются в гораздо лучший покров и летают высоко в этом новом виде. Птицы весело, с песнями перелетают с дерева на дерево, с кустарника на кустарник. Бог все это так устроил, конечно, для нас, с целью не иною, как для того, чтобы наглядно и живо представить пред нашими взорами наше будущее воскресение. Далее, зерно, брошенное в землю, истлевает, чтобы весною снова ожить в полноте и красоте жизни. Как говорит апостол Павел: «...како востанут мертвии? Коим же телом приидут? ...ты еже сееши, не оживет, аще не умрет. И еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного о т прочих; Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело. Не всяка плоть та же плоть; но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам. И телеса небесная, и телеса земная; но ина убо небесным слава, и ина земным; ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное... подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в бессмертие» (1 Кор. 15, 35—44, 53).

Все это наглядно подтверждает истину воскресения нашего. Христос воскрес, и мы воскреснем. Воскреснем с этими же самыми телами и вечно будем жить со Христом — насколько мы здесь, на земле, живем верою и любовью с Ним...

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх