Свет во тьме, 1902г.

  Слово в неделю по просвещении

  Людие седящие во тме видеша свет велий, и сидящим в стране и сени смертней, свет воссия им (Μф. 4:16; Ис. 9:2)

  Так вещал некогда пророк Исаия, провидя Духом Божиим пришествие в мир невечернего Света – Христа. Спустя семьсот лет после этого пророчественного видения люди, седящие во тьме, действительно увидали свет великий и седящим в стране и сени или тени смертной самым делом воссиял свет велий. Но что это за тьма и что это за свет, о которых говорит здесь пророк? – Тьма, упоминаемая в этом пророчестве – есть тьма духовная, гораздо худшая обыкновенной тьмы, тьма неведения истинного Бога, глубокий мрак суеверия и идолопоклонства. Такою-то духовною тьмою были объяты до появления на земле светозарного Солнца правды все идолопоклонники, а некогда и наши предки – Русские, все люди, исключая народа Божия, народа избранного, еврейского. Эти-то люди, сидящие во тьме, увидали, с пришествием в мир Сына Божия, тот свет велий, который во тьме светится, и тьма его не объят, они увидели тот животворный источник всякого света, который есть Христос Господь, рассеявший Своим пришествием на землю повсюдный глубокий мрак неведения истинного Бога и призвавший людей из тьмы в чудный свет истинного боговедения. И какие, братия мои, ужасные следствия для рода человеческого были от этой мрачной ночи неведения, так долго покрывавшей древний мир! Пробегая мыслью время до рождества Спасителя, мы встречаем здесь людей, водящихся в жизни и вере собственным омраченным умом и растленным сердцем, своими страстями, погруженных в нечестие и разврат. Они в тоже время, по слову пророка, приложились скотам несмысленным и уподобились им, между ними не было творящего благостыню, не было даже ни одного. Вера в единого истинного Бога – Существо всесвятейшее – не имела, за исключением народа еврейского, места в людях этих времен. Слава нетленного Бога изменена была в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад. Люди не знали своего Творца и подобающую Ему честь воздавали различным тварям, которые сами должны служить своему Создателю. Вместо того, чтобы поклоняться и служить со страхом и трепетом Владыке и Судии мира, человек поклонился твари, сказал древу: отец мой еси ты, и камени: ты мя родил еси. Заблуждаясь столь грубо в вере в Бога, люди не менее заблуждались и касательно себя самих, полагая цель жизни своей в наслаждении – как многие и теперь – только тленными и скоропреходящими благами, не зная того, для чего они призваны жить на свете, не ведая о достоинстве и высоком предназначении своей души. Оттого у них была нечестивая и развращенная жизнь, подобная жизни скотов бессмысленных. Диавол, этот исконный враг человеческого спасения, истощил всю свою хитрость адскую, все злобные усилия для того, чтобы из темной области своей проложить путь всем порокам в бедный род человеческий, возлюбивший паче тму неже свет. По слову апостола, люди ходили в это время в нечистотах, в похотях, в пьянстве, в козлогласовании, в лихоимании и богомерзских идолослужениях. И это нечестие, этот разврат делали их сынами погибели, добычею ада. Избавителя не было, он еще не явился. Лучшие из людей тогдашнего времени, правда, значительно возвышались иногда над своими современниками некоторою чистотою своих мыслей и чувствований, некоторыми познаниями о Боге истинном, о цели и назначении души человеческой, а потому старались даже, по своим силам угождать Ему. Но и они не были чужды заблуждений и пороков другого рода, неразлучных с повсюдным мраком идолопоклонства. А главное – они не могли никогда собственными усилиями дойти до надлежащего познания об истинном Боге; не имели веры в будущего Искупителя человеков, которая одна оправдывала человека перед судом правды Божией; не было того света, который просвещает всякого человека грядущего в мир, а потому не было для них и возможности ко спасению.

  Таковы, братия мои, подлинно ужасные и плачевные следствия этой страшной ночи неведения! Но вот настает предопределенный конец времени. Растление людей дошло до последней крайности. Сам человек чувствует совершенное бессилие и изнеможение в борьбе с грехом и сильно желает и ожидает вышней помощи, – и милосердный Бог посылает единородного Сына Своего на землю подать всесильную помощь совершенно изнемогшему и нуждающемуся человечеству, разогнать густой мрак, покрывавший человечество и осветить седящих во тьмe и сени смертной светом Своего богоразумия. Вот Он разрешити осуждение грядет Адама первозданного коего преступление низвергло в эту тьму всех его потомков, и Сам, как Бог, не нуждаясь в очищении, падшего человека очищает в Иордане, в котором убив вражду, разделявшую человека с Богом бездною непроходимою, дарует людям мир, превосходяй всяк ум. Они просвещаются святым крещением и начинают уже вкушать тот духовный, райский покой, который Спаситель обещает всем трудящимся и обремененным в этом мире. Люди перестают уже водится собственными страстями в своей жизни и, как заблудшие овцы, получившие опять доброго Пастыря, следуют Его гласу и по Нем идут. Вместо прежнего подобия скотам несмысленным является в них теперь во всей чистоте и силе утраченное подобие Божие; вместо искаженного образа Божия является образ возобновленный во всем величии, так что люди соделываются народом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновления, – и делаются способными в собственной своей жизни являть добродетели. Вера в единого, истинного Бога водворяется по городам, целым царствам, по всему миру. Уже апостол языков благодарит Господа Бога за то, что вера Римских христиан проповедуется во всем мире; уже прочие апостолы в радости приветствуют свои многочисленные церкви с познанием света истины. Все народы стараются достойно покланяться единому, нетленному, невидимому Богу и, познав Его беспредельное величие и святость, уже не изменяют славу Его в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад. Люди знают теперь хорошо и самих себя, свою душу, ее небесное происхождение и высокое назначение в будущем; знают, что живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть; что дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы мы через них соделались причастниками божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотию. Мир, лежащий во зле, с пришествием на землю Источника всякого добра, начинает постепенно выходить из глубины зла. Тьма проходит и свет истинный уже светит; люди в радости спешат просветиться Им и ищут насладиться Его спасительными плодами. Дела диавола разрушены; времена его темного владычества над миром миновали; небо примирилось с землею; для людей приблизилось царствие Божие; вместо чад гнева они наречены сынами Божиими. Человеку дарованы все Божественные силы, яже к животу и благочестию, и исключительно от его воли зависело и зависит теперь быть или членом небесного царствия или добычею ада. Таковы поистине самые спасительные и утешительные следствия этого пренебесного Света, осиявшего седящих во тьме и сени смертной!

  Братия мои! При самом вступлении нашем в мир мы просвещены святым крещением; с самого рождения носим на себе священное имя христиан, именуемся сынами света. Кажется, никто из нас не хочет относить себя к числу тех бедных людей, которые сидели некогда во тьме и из коих есть еще некоторые доселе; никто не думает о себе, что он, не смотря на высокое титло христианина остается во тьме, особенно же так называемые просвещенные люди, – с современным лоском образования. Но, братия, слово Божие и между нами указывает таких, которые и будучи христианами, остаются между тем во тьме. Кто же эти несчастные? Это те из нас, которые ненавидят брата своего! Да, братия, подлинно горькая истина и, кажется, трудно поверить, чтобы мы при свете боговедения оставались во тьме. Тем не менее, однако же, это – истина несомненная. Не говоря уже о том, принимаем ли мы умом и сердцем и всею душою все догматы святой веры нашей, стараемся ли умножать своими добрыми делами благодать, сообщаемую нам в таинствах Церкви, или преступно злоупотребляем этими таинствами и тем, значит, сами обрекаем себя на пребывание во тьме, потому что не творим дел веры; – не говоря о всем этом, послушаем, что говорит на этот раз возлюбленный наперстник Христов Иоанн, и кого ставит он во тьме? Глаголяй себе во свете быти, – говорит апостол Божий, – а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Все мы братия между собою во Христе. Кто же не согласится, что грех ненависти к ближнему есть почти самый обыкновенный, весьма часто, гораздо чаще, чем другие грехи, повторяющийся между нами? А сколько различных видов этого греха? Зависть, хула, клевета, убийство и многие другие не происходят ли от одного главного корня – ненависти? Да, эти грехи больше всего царствуют в роде человеческом. Если к этому присовокупить еще то, что любовь к ближнему тесно связана с любовью к Богу, так что, кто по апостолу, не любит брата своего, тот не может любить и Бога, то мы согласимся, что все те, которые ненавидят своих ближних, остаются во тьме доселе. Страшная истина! Что же делать нам, братия, чтоб по всей справедливости принадлежать к стаду Христову, к людям ходящим во свете? Какое средство изберем для этого? Болезни душевные, также как и болезни телесные, большею частью излечиваются прямо противоположными им средствами. Поэтому и настоящую болезнь – ненависть можно и должно целить таким же образом. Если ненависть к ближнему служит причиною тому, что мы остаемся во тьме, то значить любовь, – добродетель совершенно противоположная ненависти – и может поставить нас во свете. Любовь есть начало и душа всех добродетелей, а потому тот, кто имеет ее, сделает все нужное для пребывания его во свете, исполнит весь закон, потому что любы, как говорит апостол Павел, есть исполнение закона.

  А кто исполняет закон Христов, тот есть благодарный сын Божий, и, следовательно, сын благодатного Света.

  Христе Царю, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающие Тя! Просвети нас повелении Твоими и светом лица Твоего, и Твой мир подаждь нам, из мрака греховного взывающим Тебе. Аминь.

    Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев).  Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902. 


Наверх