Проповеди на праздники:


Сущность Нового Завета в сопоставлении с Ветхим Заветом (2Кор.3:4–18)

Служение апостола, возложенное на него Богом, есть служение Нового Завета, который, как Завет Духа, противополагается Ветхому Завету (2Кор.3:4–6). Сущность Нового Завета, по противоположности Ветхому Завету, и раскрывается в 1Кор.3. Ветхий Завет был завет буквы, с которой была связана смерть (2Кор.3:6–7). Апостол Павел, конечно, имеет в виду проклятие, тяготеющее над нарушителем закона (ср. Гал.3:10). Ему было известно влечение ко греху как нарушению закона, которое испытывал подзаконный человек и которое вело его к смерти (ср. Рим.7:7–11). Но даже служение смертоносным буквам было окружено славой, хотя и преходящей. Моисей носил на своём лице покрывало, чтобы сыны Израилевы не видели угасания славы, которая осиявала его, когда он сходил с горы. Тем более славно должно быть служение Нового Завета как пребывающее служение Духа и оправдания (2Кор.3:7–13). Но законодатель Моисей был и образом закона. Покрывало лежит и на законе, данном через Моисея, до тех пор, пока сыны Израилевы не обращаются ко Христу (2Кор.3:14–16). Эта мысль – о раскрытии Ветхого Завета во Христе – говорит не только о противоположности двух Заветов, но и о их внутренней связи.

Толкование 2Кор.3:17 представляет большие трудности. Оно должно считаться с контекстом, и потому понимать этот стих, вместе с древними, как доказательство Божества Святого Духа, мы не имеем никаких оснований. Такое доказательство не входило в задачу ап. Павла. Из 2Кор.1:17–22 мы уже вывели, что у него было ясное сознание догмата Святой Троицы (ср. ещё 2Кор.13:13). Но в 2Кор.3:17 его мысль скорее всего обращалась к теснейшей связи, существующей в Святой Троице между Сыном Божьим (Господом) и Духом Святым. Библейская идея о явлении Христа Святым Духом была близка и Павлу (ср. 1Кор.12:3 и др.). Во всяком случае, утверждая сущность Нового Завета как Завета Духа, Павел видел действие Духа Господня, т.е. Духа Святого, в свободе (2Кор.3:17 б). Мы отметили в 1Кор. (ср. 1Кор.6:12, 10:23) то значение, которое Павел придавал свободе как основанию христианской нравственности. С действованием Духа Святого связано и наше возрастающее преображение во славе по образу славы Господней (2Кор.3:18). В этом – сущность Нового Завета.


Проповеди на праздники:

Наверх