Суеверие есть тяжкий грех
По поводу одной молитвы, суеверно распространяемой непременно всяким девяти человекам в рядах армии
Один христолюбивый воин из окопов на днях прислал мне письмо, в котором пишет: «Пишу по просьбе товарищей. Почти с каждой почтой в действующую армию на имя кого-либо из нижних чинов приходят письма от неизвестных лиц, и в этих письмах обыкновенно бывает вложена следующая особая молитва: “Господи Иисусе Христе! Тебе молимся, Святый Боже, помилуй нас. Милостивый, избави от муки. И ныне и присно и во веки веков. Аминь”. Истинно был слышен голос, говорящий: “Кто послушает эту молитву, того Бог спасет от бедствия”. Молитву эту разошли девяти знакомым, которые на войне, а кто того не сделает, того Бог накажет. Верь, это было в Петрограде. Один купец получил такое письмо, но не обратил внимания, и случилось, что на пути его в дороге убили на третий день. Молитву рассмотри и письмами разошли девяти знакомым, которые на войне. Своего имени не сообщаю, чтобы не знали от кого. На девятый день будет большая радость. Срок три дня. Друг мой! Моли Бога во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Это письмо, продолжает пишущий мне воин, на человека суеверного производит сильное впечатление. «Он начинает волноваться, если почему-либо, а особенно в окопах, ему нет времени или прямо не на чем написать молитву. Такой солдат не годится для боя. Он должен, идя в бой, быть убежденным, что только в руках Бога его жизнь; а что же он будет делать, когда его застращивают чуть ли не смертью».
Исполняю священную для меня просьбу христолюбивого воина – «объяснить, не кроется ли тут какая-нибудь ложь». Да, страшная ложь тут даже и не скрывается, но сама себя и обличает. Но начнем по порядку. Много в святой Церкви Христовой пречудных для христиан молитв, начиная с молитвы Господней «Отче наш», данной Самим нашим Спасителем. А прочие составлены святыми, всю свою жизнь посвятившими молитве и дошедшими до Бога. Почему бы неизвестному человеку не переписать одну из сих святых молитв? Если же он заботился о краткости молитвы, то что может быть короче и выразительнее сих пречудных молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Боже, очисти мя грешного! Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Нет, ему эти евангельские и церковные краткие молитвы не угодны, он сам сочиняет свою молитву. Правда, она ничего греховного не содержит в первой своей части, но по составу своему есть простой набор слов безграмотного человека. Святые угодники, даже и неграмотные, так никогда не нанизывали слова молитвы; но, не умея молиться своими молитвами, предпочитали молиться готовыми церковными молитвами. Это касается только содержания и изложения краткой молитвы.
А дальше и начинается ложь, доказывающая действительного виновника этой молитвы – диавола, который есть отец лжи. «Истинно был слышен голос, говорящий...» Где? По-видимому: «верь, это было в Петрограде». А два года тому назад мне пришлось разоблачать в городе Омске такую же точно суеверную молитву, но там было сказано, что такой голос был слышен в самом святом граде Иерусалиме у Святого Гроба Господня. Кому же этот голос был слышен? Если многим, то почему же так таинственно это было, что никто и не знает об этом? Если же голос был одному человеку, то почему же неизвестен этот один, оказавшийся достойным слышать? Нередко Господь гласом Своим или через небожителей Своих объявлял Свою волю, но всегда это было известно и в Писании и в Церкви – кому именно был глас. Этого не скрывали, а, напротив, всем доказывали через слышавших бывший от Бога глас.
Затем, почему же только за эту молитву Бог спасет от бедствия? Ужели не спасает даже и за послушание Его собственной Господней молитве? Какая самоуверенность! Она явно обличает того, кто даже Самому Спасителю нашему в пустыне дерзал утверждать искуситель-но: «Все царства мира и славу их дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Но услышал ответ от Христа Господа: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 8–10). Такими словами Господнего ответа диаволу нужно отбрасывать и эту самоуверенную безграмотную суеверную молитву сына диавола, дабы он вместе с отцом своим диаволом отступил от всякого христианина, как и от Христа, чтобы, как ко Христу в пустыне, и к верующему Ангелы приступили и служили ему.
Далее. Почему непременно и только девяти знакомым нужно разослать эту молитву? А если десяти и множайшим? А если не только знакомым и тем, кто на войне, но и незнакомым и не находящимся на войне? Очевидно, тогда Бог накажет. Или Господь только об этих девяти и заботится, а остальных оставил на погибель? Кроме того, на войне христолюбивые воины, по заповеди Спасителя, живот свой полагают за ближних своих, следовательно, через это постоянно оправдываются перед Богом; убиенным же на войне за ближних Господь, как мученикам, венцы нетления подает во Царствии Своем, о чем мы и молимся постоянно. Да на войне воины постоянно перед лицом смерти стоят и потому, без всякого сомнения, больше нас грешных думают о своих грехах и молятся к Богу о прощении их. Следовательно, непрошеному гостю доброжелателю лучше бы позаботиться о пребывающих в мирных условиях жизни – в тылу, чтобы они больше молились и каялись, чтобы не наказал Господь за нечестие. Нет, он заботится о многострадальных воинах, у которых и без того недостает времени, чтобы свое великое воинское послушание исполнить в благополучие Отечества. Они не имеют возможности и времени писать из окопов своим родным. Суеверный их злой благожелатель и хочет нагнать страх и робость на них от невозможности исполнить строгого наказа о рассылке молитвы непременно девяти человекам. Враг хорошо понимает, что у робкого и трусливого воина не будет силы на военное дело и неприятель заберет его живьем, как очумелого. Какое лукавство и зложелательство тут скрыто под личиной доброжелательности к воинами. Да, опять тут познается испытанный вселукавый хитрец диавол.
И было все это в самом Петрограде. Какая, однако, непонятная таинственность! Такое благо обещается от этой молитвы, а между тем никто о такой воле Божией ничего и знает, и не слышал. И это в Петрограде, где не укрывается никакой пустяк. Газетчики ловят всякий слух, собирают всякую пустячную новость, а вот такого важного дела, как таинственный голос, должно быть с неба, об этом так и не узнал никто. Более чем странно. Но еще загадочнее, что единственный ослушник такого гласа никому остался не известным. Только один купец не обратил внимания на подобное суеверное письмо, и его на третий день после того в дороге убили. Опять какая таинственность: газеты не пропустят ни одного случая не только убийства, а даже драки или скандала. А тут оказались не знающими такого удивительного случая, так что пострадавший купец, очевидно, неизвестен и самому писавшему письмо с молитвой. А между тем как было бы убедительно и доказательно непременно назвать этого злосчастного купца, чтобы можно было проверить. Так церковная власть поступает со случаями чудесных исцелений, например, у чудотворных икон, у святых мощей: непременно составляется акт, подписанный исцелившимся и бывшими свидетелями, с точным обозначением адреса подписавшихся, чтобы всегда можно было проверить. В данном случае пострадавший купец оказывается никому не известным, ибо его и не было нигде и никогда при указанных обстоятельствах. Таинственный писатель не сообщает и своего имени, поступая как те кляузники, что клевещут на других безымянно из-за угла, как подлые людишки. Так поступает и данный клеветник на Господа Бога Всеблагого Промыслителя, подобяся своему отцу клеветнику – диаволу, который непременно скрывает свои коварные намерения, чтобы люди не отвратились от него, узнав его подлую натуру.
Еще обещает анонимный благожелатель: «на девятый день будет большая радость. Срок три дня». Вероятно, нашелся хоть один на белом свете малодушный человек, который исполнил приказание и в три дня послал данную молитву девяти своим знакомым. Пусть бы хоть один такой поделился со всеми той радостью большой, которую ему обещает таинственная молитва. Такого нет, ибо Бог таких глупостей никогда и не обещает. Так поступают люди только с капризными детьми, за благонравное поведение обещая им гостинец. Господь же призывает нас всегда к подвигу для спасения, говоря, что узкими вратами и тесным путем входят в Царствие Небесное. И это подвиг целой жизни, а не какого-то определенного срока в три да в девять дней.
В заключение сочинитель молитвы восклицает: «Друг мой! Моли Бога во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Какая глупость. Богу нужно молиться во имя Отца и так далее. Кто же этот Бог, Который отличен и отделен от Отца и Сына и Святаго Духа? Бог Един по существу, но Троичен в Лицах. Так мы веруем со всей Христовой Церковью. А по глупой молитве – Бог Сам по Себе, да есть еще Отец и Сын и Святый Дух, совершенно отдельные от Бога, Которому только в Их имя и можно молиться. Назвать это ересью – будет оказано слишком много внимания; нет, это всего только глупость совсем глупого сочинителя суеверной молитвы, обличающая бессмыслицу и самой молитвы, как суеверного заговора на Бога и на душу человеческую.
Но эта глупая суеверная молитва вместе с тем и пагубна смертельно. По слову Писания, да и по наблюдению и по опыту мы знаем, что надеющийся на Господа как гора Сион не подвижется; он, на Господа уповая, не изнеможет. Вера подает бодрость, твердость и силу верующему. Ибо вера к Богу ведет и от Бога силу человеку приносит. Не таково суеверие. Оно, напротив, страшную робость вдыхает в душу человека, застращивая его. У человека пропадает всякая уверенность в себе и в своем деле. «Он начинает волноваться. Такой солдат не годится для боя», – пишет вопрошающий меня письмом христолюбивый воин. Такое глупое суеверие убивает веру в человеке. А без веры человеку смерть пред Господом Богом. Ибо без веры невозможно угодить Богу, по слову Писания. Не верующий лишен надежды и на вечное спасение. Верующий надеется на Господа, а суеверный полагается на разные причитания, да ладанки с какими-то таинственными надписями, да на приметы, всем этим заменяя для себя Бога, все равно как идолопоклонники кланяются идолам вместо Бога. Язычники делают то по неведению и еще могут спастись, если, услышав проповедь, уверуют в Бога. А суеверный делает это сознательно, ибо знает и настоящую спасительную веру, но подменяет ее пустыми суевериями, через то отступая от Бога.
Таково мое слово всем напрасно боящимся суеверной, глупым человеком по внушению диавола сочиненной молитвы безграмотной. Не бойтесь того, получаемые же письма с такой молитвой прямо рвите и разбрасывайте на воздух, чтобы ветер и след ее разнес. Я так всегда поступал с такими молитвами, и, вместо угрожаемой беды, Бог за такую ревность всегда посещал мою душу особенно благодатным спокойствием и миром Своим. И вы, наши христолюбивые воины, не унижайте сим суеверием малодушным вашего равномученического о Христе подвига. Не страшитесь никаких застращиваний от диавола, но с верой бодро стойте против супостатов, чтобы очистил Господь души ваши от всяких грехов, а живот свой положившим на поле брани – послал бы Господь венцы нетления вместе со святыми мучениками добропобедными. Аминь.
Пермь. 5 июля 1916 года, день преподобного Сергия
Радонежского – неустанного молитвенника
за Русскую землю и воинство