Судя других, на суде должно быть нелицеприятным
Некоторые из людей, которые поставлены судьями над другими, ошибаются вот в каком случае. Приходит, например, судиться богатый и бедный. Первый из них прав, а последний нет, ясно, значит, что первого надо считать правым, а не второго. А между тем, иной простодушный судья и думает: «Как же я буду судить бедного? Ведь сказано: вдовицу оправдай, сиру суди, нищему дай» (3 Ездры 2, 20). И, основываясь на таком своем размышлении, нищего неправого оправдывает, а правого богатого обвиняет и думает, что он сделал дело доброе. Нет, братие, это не так. Если ты судья, то суди не как человек, а как судит Господь; а у Господа несть неправды, ниже дивления лицу (2Пар. 19, 7). Суди же нелицеприятно, а иначе ничего доброго из твоего суда не выйдет.
В житии св. Епифания пишется следующее. Был в его епископской области человек, по имени Савин, диакон, который занимался писанием книг и отличался благочестием и мудростью. Ученостью своею он стал выше всех живших с ним монахов, и Епифаний, вследствие сего, поручил ведать ему церковный суд. И вот однажды пришли к нему судиться двое: богатый и бедняк. Савин стал на сторону нищего и решил дело кончить в его пользу, тогда как на самом деле был прав богатый, а не он. Епифаний, находившийся в сокровенном месте, слышал слова тяжущихся и Савина, миловавшего нищего на суде. Вскоре, когда он увидел неправо суд творившего диакона на чреде служебной, он подозвал его к себе и тихим голосом сказал ему: «Иди, чадо, и пиши книги и поучайся тому, что в них написано, чтобы чрез это сделаться мудрым в решении дел тяжебных, но на суде не милуй и нищего, раз он неправ, и не обижай богатого, если он в своем деле чист». С сих пор св. Епифаний отстранил Савина от производства дел судебных и уже всех приходивших к нему сам судил с утра до вечера, соблюдая при этом полное беспристрастие и не нарушая истины.
Так вот, братие, как поступал св. Епифаний, так должны поступать и все другие, суд творящие. Милость хвалится на суде, но милость разумная. Праведный суд судите, говорит слово Божие. А то какая же правда будет на суде, когда невинный будет плакать, а виновный радоваться? Скажете: «Да ведь последний беден, надо пощадить его?» – «Ну да, щадите, но во всяком случае не на горе невинному, хотя бы сей и богат был. Какое вам дело до его богатства». Богатство богатством, а правда правдою. И, раз богатый прав, то и судите его по правоте его, а неправого, кто бы он ни был, не предпочитайте ему. Будите же мудри яко змия и цели яко голубе. И вся у вас благообразно и по чину да бывают. Аминь.