Судьба Израиля и эсхатологические чаяния христиан
Вопрос о спасении иудеев, по учению Луки, требует особого внимания. Во–первых, как уже много раз отмечалось, Лука, переживший исторический опыт 70 г., сумел провести различие между религиозно–национальной катастрофой иудейства и эсхатологическим свершением. Тем самым учение о последних временах отделялось от иудейской истории. Но этот разрыв в плоскости исторической не уничтожал внутренней связи между разрушением Иерусалима и мировой катастрофой. Мы видели, что эту связь в Лк. надо понимать как связь прообраза и его исполнения. Но судьба современного Израиля наводила евангелиста Луку на мысль не об одной только эсхатологической катастрофе. В строгом смысле этого слова, из плача Господа над Иерусалимом, который Лука отнёс к Его последнему пути (Лк.13:35), вытекает, что евангелист ожидал восстановления Израиля. Слово Христово, которое говорит об этом восстановлении, сохранил и Матфей, давший ему место в конце обличительной речи против фарисеев (Мф.23:39). Но в Евангелии от Луки, Павлова ученика, оно не только связывается с упованием Рим.11 о грядущем обращении Израиля, но получает своё особое место в предварении Торжественного Входа. Вход Господень в Иерусалим был вход на Страсти. Восстановление Израиля с ним непосредственно не было связано. Однако благословение множеством учеников Христовых Царя, грядущего во Имя Господне (Лк.19:38), неизбежно возвращает нас к слову Христову в Лк.13:35.