Суд святых. Слово, сказанное в неделю Всех Святых в Петрограде, в церкви подворья митрополита Московского. 1907 г.
В церковно-богослужебной книге относительно нынешнего воскресного дня говорится: «Ведомо буди, яко вся ныне празднуем, елика благодатно освяти Дух Святый, – высочайше и освятительные умы; праотцы и патриархи, пророки и священные апостолы, мученики и священноначальники, священномученики и преподобномученики, – преподобные и праведные и вся святых жен ликования и иные вся безыменитые святые, с ними же да будут и хотящии быти. Прежде же всех, и во всех и со всеми Святых Святую Владычицу Богородицу» (См. Синаксарий праздника.)
Итак, первый воскресный день после праздника Пятидесятницы, как завершение многих великих и святых воспоминаний, св. Церковь посвящает прославлению всех святых. Богослужебная книга, из которой взяты приведённые сейчас слова, поставляет это воспоминание в связь с празднованием в честь Св. Духа. В ней выражается мысль о том, что, воспоминая всех, елико благодатно освяти Дух Святый, мы не в силах назвать их поимённо: так они многочисленны, так много их жило в простоте, смирении и безвестности на севере и юге, на востоке и западе и во всей вселенной.
Святые эти – достойный плод освящения и Духа Святого. Они – вечная похвала Церкви, её слава, чистая, святая и достойная. Они – свидетельство и доказательство могучего, чудесного действия Церкви Божией в мире после того, как она приняла дары искупления и освящения. Поистине, если Дух Святый вещественным образом, т.е. в виде огненных языков, сошёл с неба на землю, то чрез Него, наоборот, вещество и земля, т.е. люди плотские, восходят и возвышаются от земли на небо: «Восходит к горним персть, естеством долу преложна сущи» (из Синаксария).
И смотрите, поучаясь, как это освящение мира Христовой верой приметно и действенно в жизни и истории. И до Христа люди жили, искали истины, искали нравственности и духовных основ, мучительно старались разобраться между добром и злом, тяготились сознанием греха, стремились к Богу и святости. Много ли было, однако, святых и чистых? Их не было. Самые лучшие люди древности, прославленные и превознесённые за добродетели, в Греции, в Риме, даже среди народа избранного, имели крупные недостатки. «Блестящие пороки» – вот как называет один из учителей Церкви самые их добродетели. Но и такие люди были очень редки: зло и греховность господствовали в мире. Пред пришествием Христа зло так наполнило мир, что гибель мира была неизбежна. Но вот явилось христианство, – и откуда только явилась в людях сила духа, сила жизни, святости и благочестия! Апостолы, мученики, подвижники, проповедники, святые во всех возрастах, званиях и состояниях, во всех народах, во всех концах земли. Каждый народ, каждая страна, каждый город хвалится своими великими святыми. Исполняется воочию то, что поётся в церковной песни: «Процвела есть пустыня, яко крин (сад), Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим»...
Вспоминая и прославляя всех святых, с грустью, однако, видим, что их земная жизнь была исполнена страданий, унижений и бедствий, она не соответствовала их значению для людей, их высокому достоинству. «В багрянице крови, в червленице твёрдого страдания, истерзанные и окровавленные, по всей земли мучившиеся терпеливо и доблестно, как бы в чужих телесах страдавшие, подражатели Христа-Первомученика, огнём искупившиеся искушения», – вот как представляются они в церковных песнопениях. (См. канон).
А между тем, мы слышали от апостола сегодня, что святые верой победили царствия, содеяли правду, получили обетования. И Церковь для их прославления как бы не находит слов, богослужебные песни и молитвы достигают высшей силы вдохновения в желании изобразить их заслуги и воздать им хвалу, и в желании нас подвигнуть к подражанию их жизни. Они «Церковь обнебесили, они небо церковное уяснили своими дарованиями, они благородством души очистились, венцы получили, наследниками царствия показались, мзду трудов прияли», души их – в руце Божией и уж не прикоснётся их мука; в очах безумцев они умерли, и исход их вменён был, как бесчестие, на самом же деле они вечно живут теперь во славе и в мире, а упование их бессмертия исполнено. Как золото в горниле, Бог искусил их, как всеплодие жертвенное приял их. Во время посещения Его и суда они воссияют; как искры по стеблию, будут пылать, и сверкать небесной красой. (См. канон, 2 паремию).
Так величает святых церковное слово. Они – семя святое, они – стояние мира, т.е. ими держится и держался мир, они – соль земли и свет жизни.
Что же, одной похвалой святым удовлетворяется и довольствуется слово церковное? Нет, братие, в нём слышатся великие и глубокие заветы живущим поколениям, сынам Церкви воинствующей. Великие заветы и вместе грозные предостережения.
Воля Божия о нас – святость наша во Христе Иисусе; мы созданы на дела благая, – вот первый урок и завет каждому отдельному христианину.
Хотите слышать урок царям, правителям, народам, обществам и государствам? Вот этот урок: «Слышите убо, царие, и разумейте, научитеся, судии концев земли; внушите, держащие множества и гордящиеся о народех язык: яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышнего» (3 парем. из Прем. 5). Итак, не земное устроение только, не земные удобства, не устроение только гражданского быта, суда и порядка, городов, дорог, промыслов и торговли, не одни временные цели и задачи поставлены царям и царствам. Они имеют религиозно-нравственные задачи, религиозно-нравственные обязанности; царства человеческие покоятся на нравственных основах и без них погибнут и подпадут осуждению.
Кто же будут судьи? Судьи – это те самые святые, которых мы ныне прославляем. Судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки, – говорит о них древнее слово Божие (2 паремия из Прем. 3).
Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? – повторяет и подтверждает апостол (1 Кор. 6:2).
Они предстанут лицу Божию с нами рядом и скажут о нас: это не те, для которых мы приготовили кровью и страданиями торжество Церкви; они на нас не похожи: мы обнебесили Церковь, а они её оземленили; мы в муках и крови остались ей верны, а они в мире и благоденствии ей изменяют. Нам тяжело было оставаться на высоте подвига, но мы остались тверды, а этим легко было и они пали.
Пусть, – скажут они о нас, – пусть не говорят они о трудностях, соблазнах, искушениях, препятствиях; пусть не выдумывают для себя извинений; пусть не ссылаются на невозможность cпасения. Мы, – скажут святые, – мы – люди такие же, как они, и нам была дорога жизнь, и нас страшили страдания, и нам тяжки были препятствия; нам было в страданиях и гонениях тяжелее, чем этим живущим христианам; мы часто спасались в пустынях и лесах, в пещерах и подземельях, в ссылках и тюрьмах, мы не имели храмов и богослужений, не слышали пастырей и учителей; одинокие, рассеянные среди моря язычества, мы всё же остались верны Христу, а они посреди множества христиан, во дни господства Церкви, восстановили в жизни древнее издохшее язычество, с которым мы боролись до крови и смерти...
Что мы скажем пред этой укоряющей речью? В чём будет наше оправдание? Самое существование святых, их подвиги, самое наше празднество в честь их, наше прославление их, – всё это будет судить нас пред Божьей Правдой.
Наш долг – им подражать. Наш долг – следовать их жизни. Наш долг молитвой просить их помощи. Как бы ни тяжело было это подражание, будем помнить уроки нынешнего Евангелия. Апостолы спросили Господа: «Вот, мы оставили все, и пошли за Тобой. Что же нам будет?» Господь им ответил: «Истинно говорю вам, что вы, пошедшие за Мной, в пакибытии, в иной, вечной жизни сядете на престолах судить коленам Израилевым. И все, ради Меня оставившие отца, или матерь, или братьев, или сестёр, или что другое в жизни, – сторицею получат и жизнь вечную наследуют» (Мф. 19:27–30).
Братие, не весте ли, яко святии судити мирови имут? Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).